baderschneider1_Jens Büttnerpicture alliance via Getty Images_green hydrogen Jens Büttner/picture alliance via Getty Images

Грядущая революция зелёного водорода

ВАШИНГТОН – Рукотворное изменение климата приводит к опасным и повсеместным нарушениям в привычной природе, что негативно влияет на жизнь миллиардов людей во всём мире. По мнению Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), в ближайшие два десятилетия мир ждут неизбежные климатические угрозы. Учитывая, что в период с 2010 по 2019 годы годовые объёмы выбросов парниковых газов достигли высочайшего уровня за всю историю человечества, мы явно не прилагаем достаточных усилий для ограничения глобального потепления уровнем 1,5° по Цельсию.

В опубликованном в апреле докладе эксперты IPCC рекомендовали в период до 2050 года быстрыми темпами сократить предложение ископаемого топлива и спрос на него во всём мире: на 95% угля, на 60% нефти и на 45% природного газа. Но как вообще возможно достичь столь амбициозных целей?

Ответ таков: переключившись на зелёный водород. Его можно производить с помощью любых видов возобновляемой энергетики – солнечной, ветряной, геотермальной и гидроэнергетики. Зелёный водород – это топливо с нулевыми выбросами парниковых газов. Если производить его путём электролиза, единственным «выбросом» оказывается вода. Это практичное и реализуемое решение, которое позволит демократизировать энергетику, декарбонизировать тяжёлую промышленность, создать рабочие места во всём мире и в результате поможет революционизировать наши методы обеспечения электроэнергией на всей планете.

Быстрое ускорение перехода к зелёной энергетике позволит также фундаментально изменить геополитический ландшафт, поскольку государства мира уже не будут сильны лишь потому, что добывают ископаемые виды топлива. В 2021 году Россия обеспечила 34% всех поставок нефти в Германию и 53% поставок каменного угля, который используется немецкими электростанциями и производителями стали. В декабре 2021 года поставляемый по трубам российский природный газ был главным источником газового импорта в Германии: на его долю приходилось 32% всех поставок. С тех пор как в феврале президент России Владимир Путин начал свою ужасную, несправедливую войну против Украины, экспорт ископаемого топлива в Европу каждый день приносил России примерно $1 млрд.

Однако с тех пор как в феврале началось вторжение, страны Евросоюза весьма быстро занялись снижением своей энергозависимости от России, а недавно договорились запретить полностью весь импорт российской нефти, поставляемой морским путём. Новые санкции против путинской военной машины помогут снизить объёмы нефти, покупаемой Евросоюзом у России, на 90% уже в этом году. Тем временем Америка объявила о полном запрете импорта нефти, газа и угля из России, а Великобритания постепенно отказывается от импорта российской нефти (этот процесс завершится до конца 2022 года).

Все эти меры привели к сильному подъёму цен на топливо. Однако столь резкое повышение цен привлекло внимание к возможности снизить стоимость электроэнергии путём инвестиций в возобновляемую энергетику и в производство зелёного водорода.

Secure your copy of PS Quarterly: The Climate Crucible
PS_Quarterly_Q3-24_1333x1000_No-Text

Secure your copy of PS Quarterly: The Climate Crucible

The newest issue of our magazine, PS Quarterly: The Climate Crucible, is here. To gain digital access to all of the magazine’s content, and receive your print copy, subscribe to PS Premium now.

Subscribe Now

По данным нового исследования, зелёный водород станет конкурентоспособен в сравнении с ископаемыми видами топлива в течение ближайшего десятилетия. Стоимость зелёного водорода, как ожидается, значительно снизится к 2025 году и упадёт до $1 за килограмм к 2030 году в некоторых наиболее благоприятных для его производства местах, например, в Австралии. Для сравнения серый водород, который производится с использованием загрязняющего природу сжиженного природного газа (СПГ), сегодня стоит около $2 за килограмм.

Некоторые эксперты предлагают использовать СПГ для «выхода» из нынешнего энергетического кризиса, однако «природный газ» содержит метан, а кроме того, согласно рекомендациям IPCC, мы должны уменьшить использование природного газа почти на 45% к 2050 году. Увеличение количества газа в структуре потребления энергоресурсов стало бы катастрофической ошибкой.

И поэтому сегодня начинается глобальная гонка в сфере зелёной энергетики и, более конкретно, гонка за зелёным водородом. Десятки стран, в изобилии имеющие возобновляемые источники энергии, могут обрести энергетическую независимость, производя зелёный водород в больших масштабах. А импортёрам энергоносителей не придётся полагаться на немногие страны (подобные России), у которых имеются залежи ископаемых видов топлива.

В недавнем докладе Международное агентство по возобновляемым источникам энергии заявило, что (зелёный) водород способен укрепить энергетическую безопасность тремя основными путями: сокращая зависимость от импорта, смягчая волатильность цен, повышая гибкость и устойчивость энергетических систем благодаря диверсификации. По мере совершенствования технологий стоимость зелёного водорода будет падать. И мы должны сделать всё возможное, чтобы ускорить этот процесс.

Компании, подобные Fortescue, где я вхожу в совет директоров, инвестируют значительные суммы в зелёный водород и будут помогать замене российского ископаемого топлива на зелёные источники энергии. Недавно Fortescue объявила о соглашении с крупнейшей энергосбытовой компанией в Германии E.ON о поставках в Европу пяти миллионов тонн зелёного водорода ежегодно к 2030 году. Это эквивалентно одной трети теплотворной способности энергоносителей, которые Германия сегодня импортирует из России.

Быстрые изменения в энергетическом и геополитическом ландшафте открывают очевидный шанс ответить одновременно на энергетический и климатический кризис инвестициями в зелёную энергетику. Однако возникает явное ощущение несправедливости, когда развитые страны заявляют, что развивающиеся страны со сравнительно небольшими объёмами выбросов парниковых газов должны прекратить использование ископаемого топлива. Почему они должны рисковать замедлением своего развития ради решения проблемы, в появлении которой они не сыграли никакой роли?

Это резонный вопрос. Политикам надо будет учитывать интересы развивающихся стран во время зелёного перехода и расширять финансирование и стимулы, чтобы эти страны переходили на чистую энергетику, используя её в качестве фундамента индустриализации.

Мир явно находится на развилке. Мы можем оставаться на пути в дорогостоящее и загрязняющее природу будущее, которое ужасно неэффективно и укрепляет лишь горстку стран, богатых залежами ископаемого топлива. Или же мы можем выбрать путь зелёной революции низкозатратной энергетики для всех, которая защитит наше будущее от загрязнений природы, глобального потепления и диктаторов. Учитывая, что зелёная энергетика потенциально может демократизировать обеспечение электроэнергией во всём мире (поскольку больше стран получат энергетическую независимость), выбор сделать нетрудно.

https://prosyn.org/QCJTMsgru