sheng147_ Annabelle ChihGetty Images_taiwansemiconductors Annabelle Chih/Getty Images

Китаю нужно скопировать технологическую политику Тайваня

ГОНКОНГ – Ма Инцзю, занимавший пост президента Тайваня в 2008-2016 годах, в прошлом году стал первым в истории бывшим или действующим лидером Тайваня, который посетил материковый Китай. А в апреле он совершил повторный визит, длившийся 11 дней и включавший встречу с председателем КНР Си Цзиньпином. Этот визит важен не только потому, что он подчёркивает исторические и культурные связи двух сторон, но и потому, что он переориентирует внимание китайского правительства: есть такие направления, где Китай мог бы поучиться у Тайваня и наладить с ним сотрудничество.

Тайвань – это небольшой остров с малым количеством природных ресурсов, однако экономически он выступает в намного более высокой весовой категории. В период с 1980 по 2008 годы среднегодовые темпы роста реального ВВП Тайваня составляли 6,8%, что намного выше среднего показателя стран ОЭСР – менее 2%. Хотя после мирового финансового кризиса 2008 года темпы роста замедлились, они сравнительно быстро стабилизировались. Сегодня Тайвань занимает 22-е место в мире по размерам экономики (его ВВП равен $803 млрд) и 14-е место по размерам подушевого ВВП по паритету покупательной способности (ППП). В прошлом году подушевой ВВП Тайваня (по ППП) составил $73000, хотя в 1980 году он равнялся лишь $3500.

Фондовый рынок Тайваня бурно растёт. В конце прошлого года его общая капитализация достигла 241,4% ВВП, что значительно выше аналогичного показателя в материковом Китае (61,3%), Южной Корее (114,4%), Японии (146,6%) и даже США (158,4%). Среднее соотношение цена-прибыль (P/E) у 1001 тайваньских компаний, имеющих листинг на бирже, составляет 24,6, что намного выше, чем у китайских компаний (9,08).

Однако на долю лишь одной компании – Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (сокращённо TSMC) – приходится треть всей стоимости фондового рынка страны. Тайвань доминирует в мировой индустрии производства полупроводников, поставляя более 60% всех полупроводников в мире и более 90% наиболее передовых чипов, при этом почти все они производятся компанией TSMC.

Соотношение P/E у этой компании особенно высокое: 26,34. Чтобы оценить эту цифру, стоит взглянуть на среднее соотношение P/E у семи крупнейших технологических компаний материкового Китая (Baidu, Alibaba, Tencent, CATL, BYD, Foxconn и Xiaomi), которое равняется всего лишь 17,70. В совокупности рыночная капитализация этих семи фирм равна $971,89 млрд, а капитализация одной лишь TSMC составляет $718,40 млрд.

Превращение Тайваня в мирового технологического лидера произошло не случайно. В 1980-е годы, после двух нефтяных кризисов, в экономике Тайваня возникли структурные проблемы. Поскольку постепенно открывался китайский рынок, конкурентное преимущество Тайваня в виде низких зарплат стало исчезать. Эта тенденция, наряду с принятым в 1988 году решением США отменить особые торговые преференции для Тайваня (а также для Гонконга, Сингапура и Южной Кореи), привела к резкому снижению среднегодовых темпов роста экспорта: с 26% в период 1971-1980 годов до 9,44% в период 1981-1990 годов.

SPRING SALE: Save 40% on all new Digital or Digital Plus subscriptions
PS_Sales_Spring_1333x1000_V1

SPRING SALE: Save 40% on all new Digital or Digital Plus subscriptions

Subscribe now to gain greater access to Project Syndicate – including every commentary and our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – starting at just $49.99.

Subscribe Now

Однако к этому времени Тайвань под руководством президента Цзян Цзинго уже начал реализацию программы экономических реформ, направленных на «экономическую либерализацию, глобализацию и систематизацию». В частности, правительство ослабило валютный контроль, приватизировало банки, предоставило иностранным банкам возможность расширять свою деятельность на Тайване.

Кроме того, в 1980 году, взяв за образец американскую Кремниевую долину, Тайвань учредил научный парк Синьчжу с целью создания экосистемы, благоприятной для базовых научных исследований и технической инновационной деятельности. В марте 2024 года в этом парке работали почти 600 компаний, которые занимаются, среди прочего, телекоммуникациями, оптоэлектроникой, точной механикой и биотехнологиями.

Усилия Тайваня, направленные на развитие высокотехнологичных отраслей, явно увенчались успехом. Уже в 1984 году объёмы экспорта электронной продукции из Тайваня составили почти $6,6 млрд, превысив объёмы экспорта текстильной продукции ($6,1 млрд). К 1989 году Тайвань производил 25% всех персональных компьютеров в мире. А через нескольких десятилетий этот остров уже контролировал мировую индустрию полупроводников.

Правительство Тайваня и сегодня продолжает поощрять динамизм в экономике. Например, закон «О промышленных инновациях» призван повысить конкурентоспособность с помощью таких мер, как налоговые стимулы, прямые государственные инвестиции, помощь в профессиональной подготовке работников.

Одновременно Тайвань проводит благоразумную бюджетную и монетарную политику. Соотношение госдолга к ВВП равняется лишь 25% – это четверть от среднего показателя в странах ОЭСР. В марте 2024 года Тайвань занимал пятое место в мире по размерам валютных резервов ($568,1 млрд), уступая лишь Китаю, Японии, Швейцарии и Индии.

Опыт Тайваня содержит ценные уроки для Китая. Наверное, важнейший из них касается «финансиализации инноваций», когда инвестиции в технологии финансируются за счёт рискового капитала, привлекаемого на фондовом рынке, а не за счёт банковской системы, которая обычно уклоняется от рисков.

На Тайване этот процесс привел к возникновению благотворного круга технологического прогресса и роста фондового рынка. В период с 1 апреля 2003 года по 1 апреля 2024 года фондовый индекс Taiwan Weighted рос в среднем на 8,55% ежегодно. Это намного выше, чем среднегодовой рост на 3,77% индекса Shanghai Composite за тот же период, и лишь немногим ниже годовых темпов роста индексов NASDAQ и S&P 500 в США (10%).

Запуск такого же благотворного круга в Китае является безотлагательным приоритетом. Сегодня огромный вклад в ВВП Китая вносит сектор недвижимости – 30%. Из-за этого Китай оказывается уязвим во время повышения процентных ставок в США. Кроме того, рынок недвижимости обычно сжимается, когда население начинает стареть, а население Китая сейчас быстро стареет. Прорывы в сфере искусственного интеллекта могли бы компенсировать потери в секторе недвижимости и стимулировать рост экономики в будущем, однако для финансирования инвестиций в ИИ нужен фондовый рынок, способный занимать высокорискованные позиции в секторе новых технологий.

Тайвань может предложить Китаю не только вдохновение. Тайваньские предприниматели одними из первых инвестировали в модернизацию китайской промышленности и розничного сектора. Эта работа принесло огромные выгоды обеим сторонам. Так же и сегодня технологическое сотрудничество двух сторон может придать тайваньским компаниям масштаб и обеспечить рыночный доступ, одновременно развивая столь необходимую финансиализацию инноваций в материковом Китае.

https://prosyn.org/uWWGBHMru