Russia's economic future Alexander Nemenov/Getty Images

Пожатие рук с экономически слабой Россией

КЕМБРИДЖ (США) – На этой неделе президент России Владимир Путин встретится со своим американской коллегой, Дональдом Трампом, на саммите стран «Большой двадцатки» в Гамбурге. Эту встречу он не будет вести с экономически сильных позиций. Да, несмотря на резкое падение цен на нефть, начавшееся три года назад, Россия сумела избежать глубокого финансового кризиса. Но хотя экономика страны переживет умеренный подъём после двух лет глубокой рецессии, её будущее уже не выглядит столь многообещающим, как думало российское руководство всего лишь пять лет назад. Поскольку серьёзные экономические и политические реформы не проводятся, всё это не предвещает ничего хорошего для способности Путина воплощать в жизнь свои стратегические амбиции, связанные с Россией.

Когда в 2012 году Путин появился на банковской конференции в Москве на одной сцене с лауреатом Нобелевской премии по экономике Полом Кругманом, экономический кризис 1998 года выглядел далёким воспоминанием. Цены на нефть превышали $100 за баррель, государственная казна была полна. Путин мог с гордостью сравнивать профицит госбюджета России с большим дефицитом бюджета в странах Запада, вызванным экономической рецессией. Он, несомненно, был очень доволен, наблюдая, как российская аудитория слушает рассуждения Кругмана о том, что западные демократические страны очень плохо справились с глобальным финансовым кризисом.

Во время другой сессии той же конференции российский экономист Сергей Гуриев (позднее он был вынужден бежать из страны) говорил о том, что у российской ресурсной экономики нет надежды на диверсификацию, пока институты в стране, например, судебная система, остаются столь слабыми. Слишком многие ключевые решения принимаются одним человеком. Выступая в рамках той же сессии, я подчеркивал, что без фундаментальных реформ резкий спад мировых цен на энергоносители может привести к очень серьёзным проблемам.

https://prosyn.org/aKXWwwHru