jean luc melenchon PHILIPPE LOPEZ/AFP/Getty Images

Что осталось от левого популизма?

ПРИНСТОН – Пока в Венесуэле углубляется кризис, консерваторы в США и других странах с ликованием приводят пример катастрофы чавизма в качестве предостережения об опасностях «социализма». Тем временем левацкая партия «Подемос» в Испании явно раскалывается, а популярность греческой партии «Сириза» после 2015 года постепенно падает, поэтому даже беспристрастные наблюдатели могут прийти к выводу, что «розовая волна» левого популизма пошла на спад.

Но в таком выводе смешиваются политические явления, которые мало связаны между собой. Единственной политической программой, в которой заявляется, что она одна представляет «народ», а вся оппозиция «социализму XXI века» объявляется вне закона, является «чавизм», который действительно и явно угрожает демократии. Однако «чавизм» – это совершенно особая левацкая идеология, вписанная в общие для всех популистов рамки.

Дело в том, что как левые, так и правые популисты представляют себя единственными представителями единообразного и добродетельного народа-труженика. Всех остальных претендентов на власть они называют коррупционерами, а всех граждан, которые их не поддерживают, предателями. Их политика направлена не просто против элит, но и против плюрализма.

https://prosyn.org/qKxAsZKru