a57d550446f86f380ed8c727_pa1654c.jpg

Мир на Ближнем Востоке любым доступным способом

РАМАЛЛА. Что-то происходит с конфликтом на Ближнем Востоке, но трудно сказать что именно. Кажется, намечается какой-то прорыв, хотя все стороны придерживаются своих прежних позиций. Лига арабских государств дала добро непрямым палестино-израильским переговорам, и различные палестинские руководящие форумы одобрили возобновление переговоров. Даже обычно неистовый палестинский переговорщик Саеб Эрекат снизил тональность своей риторики, а президент Палестины Махмуд Аббас дал оптимистичное интервью израильскому телевидению.

Но Израиль публично не согласился с просьбой американцев и палестинцев отказаться от строительства поселений в Иерусалиме, одобренного вице-президентом США Джо Байденом во время его последнего визита в Израиль. С другой стороны, израильские официальные лица, отрицая утверждение палестинцев о существовании секретного американо-израильского соглашения, определенно намерены продолжать строительство еврейских домов в оккупированном Восточном Иерусалиме. Так что же происходит?

Начнем с того, что мы движемся к тому, что Генри Киссинджер назвал государством “конструктивной неопределенности”. Палестинцев через послание президента Барака Обамы, доставленного его специальным эмиссаром Джорджем Митчеллом, уверили в том, что израильтяне не будут совершать каких-либо “провокаций” в предстоящие четыре месяца непрямых переговоров. Когда их попросили пояснить, палестинцы отметили, что письменное обещание этого отсутствует.

Говорят, что во время последней поездки в Израиль советника Белого дома Дана Шапиро уверили, что израильтяне не подведут своих американских друзей. Взамен Шапиро вручил ультра-ортодоксальному лидеру партии ШАС Израиля приглашение в Белый дом. Митчелл дал подобное приглашение Аббасу.

Палестинцы понимают, что без давления мало что изменится. Они также ясно поняли безрассудство отчаянного сопротивления и сделали впечатляющий сдвиг в направлении ненасильственных акций – с одобрения (и, возможно, поощрения) международного сообщества – для того чтобы оказать давление на оккупантов.

Главная организация ООП – ФАТХ ‑ произвела эту смену курса на своем шестом конгрессе, проведенном в Вифлееме зимой прошлого года, после 20-летнего перерыва. Высшее руководство ООП участвовало в демонстрациях и акциях протеста, некоторые из его членов получили ранения, а член исполнительного комитета Аббас Заки был посажен на пару дней в тюрьму. Другим членам высшего руководства ФАТХ запретили покидать территорию Западного Берега, в значительной степени из-за их участия в ненасильственных акциях протеста.

Subscribe to PS Digital
PS_Digital_1333x1000_Intro-Offer1

Subscribe to PS Digital

Access every new PS commentary, our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – including Longer Reads, Insider Interviews, Big Picture/Big Question, and Say More – and the full PS archive.

Subscribe Now

Вдобавок к ненасильственным акциям, полным ходом был запущен процесс построения палестинского государства. Салам Файяд, энергичный палестинский премьер-министр, получивший образование на Западе, предоставил детальный план для объявления де факто палестинского государства к августу 2011 года.

Пока строительством государства управляет гражданская Палестинская администрация, политические усилия осуществляются ООП, чей председатель Аббас является главой ФАТХа, а также президентом Палестинской администрации. Аббас и его команда переговорщиков, возглавляемая Эрекатом, добилась успеха в организации поддержки всех членов Лиги арабских стран.

ООП преуспела в получении европейской поддержки односторонней палестинской декларации о государственности. Единственное препятствие, которое остается у палестинских лидеров, ‑ американцы. Когда палестинцы попросили у Митчелла гарантий того, что США поддержат такую декларацию государственности, если переговоры провалятся, Митчелл ответил, что такое обязательство сделает переговоры бессмысленными.

Вместо этого, американцы имеют свои собственные идеи по поводу того, как совершить прорыв, особенно в том, что касается Израиля, который, как полагает Обама, не является основной проблемой. Чтобы добиться перемен в Израиле, американцы имеют несколько способов прозондировать почву. Один способ заключается в том, что, если нынешний процесс провалится, Обама может представить свой собственный план, который, как многие полагают, будет почти аналогичной копией предложения, сделанного администрацией Билла Клинтона в свои последние дни пребывания у власти десять лет назад. В то время цитировали слова палестинских и израильских переговорщиков, которые говорили, что обе стороны никогда до этого не были так близки к соглашению.

Мирный план США, справедливый и разумный, конечно был одобрен в значительной степени обычными израильтянами и палестинцами. Он бы мог нанести значительный ущерб правым политическим силам Израиля, которые пришли к власти в результате так называемой восьмилетней войны с террором бывшего президента США Джорджа Буша.

Скрываясь за антиисламским фасадом, израильтянам оказалось легко оградиться от всех разумных попыток по достижению мира, включая Арабский мирный план 2002 года, согласно которому арабские государства и страны с мусульманским большинством населения согласились нормализовать отношения с Израилем, если он покинет территорию, оккупированную в 1967 году. План также давал Израилю роль, равную роли палестинцев в решении вопроса беженцев. Он призывал к “достижению справедливого решения проблемы палестинских беженцев”, по которой надо было прийти к согласию в соответствии с резолюцией 194 Генеральной Ассамблеи ООН.

Вторым способом прозондировать почву было предложение, что, если все вышеупомянутое потерпит неудачу, американцы могут предложить решение арабо-израильского конфликта через созыв международной конференции. Фактически такая конференция упомянута в “дорожной карте” как часть фазы III в переговорах.

До настоящего времени израильтяне и палестинцы настаивали на различных “красных линиях”, которые, как они объявили, они не будут пересекать. Наступающие месяцы покажут, смогут ли такие государственные позиции служить предметом переговоров с заметными последствиями для обеих сторон и для их отношений с международным сообществом, особенно с США.

https://prosyn.org/oPp0lAxru