sochua1_YASUYOSHI CHIBAPOOLAFP via Getty Images_hun manet YASUYOSHI CHIBA/POOL/AFP via Getty Images

Угроза нового авторитарного лидера Камбоджи

САН-ФРАНЦИСКО – Хотя 2024-й называют годом выборов, поскольку в десятках стран, в которых проживает больше половины мирового населения, избиратели отправятся на избирательные участки, есть страны, для которых этот год станет точкой надира демократии. И одна из таких стран – Камбоджа.

В июле прошлого года, проведя у власти почти 40 лет, премьер-министр страны Хун Сен объявил, что передаст полномочия старшему сыну – Хун Манету. Этой передаче власти по наследству предшествовали общенациональные выборы, на которых правящая Народная партия Камбоджи (НПК) Хун Сена, согласно её утверждениям, одержала убедительную победу. Между тем, Америка объявила эти выборы «несвободными и несправедливыми», а официальные лица Евросоюза заявили, что выборы «проводились в крайне ограниченном политическом и гражданском пространстве». Впрочем, в дальнейшем международное сообщество в целом смирилось с династическим авторитаризмом в Камбодже.

Как и его отец, Хун Манет стремится закрепить контроль над камбоджийцами, вмешиваясь в их повседневную жизнь. Например, в марте новый премьер-министр запретил автомобильные гудки с музыкой, которые, как видно на видео в соцсетях, вдохновляют людей танцевать на улицах. Власти опасаются, что публичное проявление позитивных эмоций может спровоцировать гражданские беспорядки.

Камбоджийцы уже много десятилетий страдают под властью «железной руки», и начало этого пути восходит к 1985 году, когда Хун Сен пришёл к власти. Отслужив офицером среднего ранга в рядах «Красных кхмеров», он дезертировал во Вьетнам, который вторгся в Камбоджу в 1979 году и установил там новое правительство. Сначала в качестве министра иностранных дел, а затем в роли премьер-министра, Хун Сен всеми силами старался закрепить контроль над страной, измученной войной и опустошённой геноцидом под властью «Красных кхмеров», которые убили почти два миллиона человек (в том числе моих родителей).

В мае 1993 года под эгидой Временного органа ООН в Камбодже состоялись первые демократические выборы в стране. Хун Сен отказался уступить власть, хотя НКП заняла второе место, и стал одним из двух премьер-министров Камбоджи в соответствии с соглашением о разделе властных полномочий. Во время вооружённого переворота в 1997 году Хун Сен сверг своего коллегу-премьера и ликвидировал всех, кто мог угрожать его власти. Затем он занялся реинтеграцией сотен солдат «Красных кхмеров» в камбоджийское общество: многие из них сменили одежду партизан на военную форму в рамках «взаимовыгодной» стратегии Хун Сена.

Под предлогом поддержания стабильности правительство Хун Сена отправляло в тюрьму и убивало активистов оппозиции, журналистов и профсоюзных лидеров, одновременно укрепляя связи с Китаем ради продления своей власти. В прошлом году председатель КНР Си Цзиньпин лично поздравил Хун Сена с «победой» на сфальсифицированных выборах. Конституционный монарх Камбоджи, Нородом Сиамони, отказывается бросать вызов Хун Сену. Король часто отсутствует в стране из стратегических соображений: он не ставит подпись под спорными законами, а позволяет подписывать их от своего имени председателю Сената.

SPRING SALE: Save 40% on all new Digital or Digital Plus subscriptions
PS_Sales_Spring_1333x1000_V1

SPRING SALE: Save 40% on all new Digital or Digital Plus subscriptions

Subscribe now to gain greater access to Project Syndicate – including every commentary and our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – starting at just $49.99.

Subscribe Now

Семейная династия Хуна и её сторонники не стали полагаться на волю случая перед вступлением в должность Хун Манета в августе 2023 года. Помимо отбора верных семье Хуна кандидатов в парламент, режим запретил оппозиционной партии «Свеча» участвовать в национальных выборах 2023 года и подвергал жестоким атакам членов этой партии. Тем самым власти продолжили систематические репрессии против политической оппозиции: оставшихся в стране регулярно отправляют в тюрьму, причём под надуманными техническими предлогами и по обвинениям в мошенничестве, а тех, кто живёт за границей, заочно приговаривают к тюремным срокам в десятки лет.

После вступления в должность Хун Манет усилил давление на независимую прессу, начатое его отцом, который осуществлял слежку за журналистами и угрожал закрыть те СМИ, которые критикуют режим. Ещё тревожней то, что он продолжил заигрывания с Китаем, встретившись в сентябре с Си Цзиньпином. Всё это означает, что при поддержке столь сильного союзника его правительство будет ещё жёстче подавлять демократические права. Развертывание систем массового видеонаблюдения в крупных городах, включая Пномпень, и отключения интернета подчеркивают решительный настрой Хун Манета сохранить контроль.

Из-за большого притока китайских денег и рабочей силы в Камбоджу появилась угроза возникновения напряженности в отношениях со Вьетнамом. Правительство Хун Манета пляшет под любую дудку. Он поздравил Путина с «убедительным» переизбранием на новый срок и утвердил планы строительства (на деньги Китая) спорного канала Фунань-Течо, который позволит Камбодже заниматься международной торговлей в обход Вьетнама, снизив зависимость страны от соседнего государства. Этот проект, наряду с недавней модернизацией военно-морской базы Реам (также на китайские деньги), подчеркивает растущее военное и экономическое влияние Китая.

Одновременно Хун Манет пытается задобрить международное сообщество. Выступая в прошлом году на сессии Генеральной ассамблеи ООН, он заявил, что «процесс строительства демократии [в Камбодже] неуклонно продвигается вперёд». Пока что Запад руководствуется принципом презумпции невиновности в отношении Хун Манета. Однако власти США и Европы обязаны протереть глаза. Хотя они много говорят о противодействии подъёму Китая, их пассивное принятие нового премьер-министра Камбоджи обеспечило его правительству карт-бланш на уничтожение остатков зарождавшейся демократии в стране и позволило Китаю расширить влияние в Юго-Восточной Азии.

У правительства США есть множество инструментов (включая закон «О камбоджийской демократии», «Глобальный закон Магнитского» и, в случае принятия, предлагаемый закон «О предотвращении транснациональных репрессий»), которые оно может использовать для оказания давления на режим Хун Манета и привлечения его к ответственности за нарушения. Целевые санкции должны быть скоординированы со странами, имеющими аналогичные законы. Американские официальные лица могут и должны привлечь к ответу династию Хун, введя санкции против тех, кто подрывает демократию и занимается коррупцией. От этого будет зависеть стабильность в регионе.

https://prosyn.org/dzKTXtfru