koenig1_OLI SCARFF_AFP_Getty Images OLI SCARFF/AFP/Getty Images

Персональные данные: выйти из Тёмных веков

ПАРИЖ – В период Высокого Средневековья – с XI по XIII века – крепостные во Франции не имели имущественных прав. Те, у кого была земля, должны были отдавать почти всё, что они на ней производили, местному сеньору, который мог конфисковать эту землю после их смерти («право мёртвой руки»). В обмен крепостные получали услуги, например, защиту от нападений и доступ к мельнице или деревенской пекарне. Выбора у них особого было: выходить из этой системы и, например, строить собственные мельницы строго запрещалось. Сохранявшаяся вплоть до Французской революции, когда крестьяне получили полноценные имущественные права, эта система во многом похожа на сегодняшние отношения потребителей с интернет-компаниями.

В нынешнюю эпоху цифрового феодализма у нас почти нет иного выбора, кроме как согласиться – одним кликом – с непостижимо длинным и запутанным набором правил и условий, превращающих нас в объект постоянного наблюдения со стороны интернет-платформ, которыми мы пользуемся. Эти платформы собирают наши персональные данные и продают их множеству третьих лиц, в частности, рекламным компаниям, которые затем показывают нам целевую рекламу.

Для интернет-компаний это очень прибыльный бизнес: ожидается, что к 2020 году стоимость персональных данных пользователей достигнет 8% европейского ВВП. В обмен эти компании предлагают цифровым крепостным, производящим данные, «бесплатные услуги», например, возможность пользоваться социальными сетями.

https://prosyn.org/0T7KG5lru