Shark marine environment Sebastien Filion/Stuart Cove's/Flickr

Смерть и надежда на океанских просторах

ГАЛИФАКС, КАНАДА – Акулы и их родичи скаты появились раньше динозавров. Они пережили катастрофическое массовое вымирание Тиранозавров Рекс и остальных видов, а также пермотриасовое вымирание, во время которого исчезло приблизительно 96% всех морских биологических видов. Даже позднее возникшие разновидности акул, такие как акула-молот, существуют уже более 30 миллионов лет.

И тем не менее, в течение нескольких ближайших десятилетий четверть всех акул и акул-молотов может исчезнуть. Это наша вина – и наша задача не допустить этого.

Популяции акул и акул-молотов ‑ не единственные, кому грозит исчезновение. Много других представителей морского биоразнообразия – особенно кораллы, морские млекопитающие, морские птицы и черепахи – изо всех сил пытаются выстоять под давлением человеческой деятельности. В результате этой деятельности морские экосистемы подвергаются риску разрушения и становятся все менее стабильными и менее производительными.

Учитывая широкий диапазон угроз, стоящих перед морской флорой и фауной – включая чрезмерный вылов рыбы, изменение климата, загрязнение и прибрежное развитие ‑ можно легко и, возможно, правильно стать пессимистом. И все же нынешний год мог бы означать начало более активной деятельности в сохранении океанских экосистем, особенно в части чрезмерного вылова рыбы, что ведет к значительному сокращению многих биологических видов.

Не следует недооценивать стоящую перед нами проблему. Решение этой проблемы потребует преодоления одного из самых сложных препятствий для сохранения морских экосистем: обеспечения устойчивости морского биоразнообразия примерно на 60% акватории всех мировых океанов ‑ территории, которая находится за пределами юрисдикции отдельных государств.

Всего несколько стран мира обеспечивают сочетание строгого законодательства, хорошего управления и эффективного обеспечения сохранности рыбных запасов и морских экосистем в пределах 200 морских миль, которые являются их исключительными прибрежными экономическими зонами (ПЭЗ). (Отрицательных примеров имеется намного больше).

Subscribe to PS Digital
PS_Digital_1333x1000_Intro-Offer1

Subscribe to PS Digital

Access every new PS commentary, our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – including Longer Reads, Insider Interviews, Big Picture/Big Question, and Say More – and the full PS archive.

Subscribe Now

Однако за пределами ПЭЗ возникает серьезная проблема: к большинству морских биологических ресурсов фактически имеется открытый доступ, что делает их уязвимыми для хищнической добычи сверх безопасных для экосистем пределов. Хотя и были предприняты многочисленные и полные благих намерений попытки улучшить сохранение и управление этими ресурсами, все эти предложения были основаны на согласии отдельных участников прекратить  интенсивную добычу морских биологических ресурсов (с получением краткосрочной экономической выгоды) ради долговременного общественного блага.

Каждый раз, когда получаемая прибыль связана с выполнением международных обязательств, возникает побуждение или не играть по правилам, или недостаточно проводить их в жизнь, или же вообще не участвовать в такой деятельности. Это особенно верно для проблем охраны окружающей среды, где высок необходимый политический капитал; потребность в почти единодушной поддержке критична; проблемы могут быть спорными; преимущества распределены непропорционально и будут получены через долгое время после инвестирования. Знакомство с реальной политикой по изменению климата показывает, что это очень сложная, если вообще решаемая проблема, в которой собраны элементы самых трудных политических и социальных затруднений: дилемма заключенного, проблема безбилетника и трагедия ресурсов общего пользования .

В настоящее время целая сеть законодательных актов – включая Конвенцию ООН по морскому праву, Указания Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству и Соглашение по рыбным ресурсам, а также Конвенцию о мигрирующих видах диких животных – организует те виды деятельности, которые могут затронуть биоразнообразие на океанских просторах. И все же защита, которая предоставляется живым биоресурсам, остается крайне ограниченной, и все законодательство имеет много пробелов и лазеек.

Например, в связи с тем что не все страны подписали эти соглашения, рыболовные суда могут выбирать, флаг какой страны поднять, чтобы избежать подпадания под выполнение принятых международных соглашений («удобный флаг»). Некоторые рыболовные промыслы остаются вне юрисдикции всех региональных органов, занимающихся управлением морскими ресурсами. В результате объем ежегодного незаконного, несообщенного и нерегулируемого вылова рыбы составляет суммы в миллиарды долларов США.

Один многообещающий шаг, рекомендованный рабочей группой ООН в январе, это разработка нового, юридически обязательного соглашения по сохранению биоразнообразия открытого моря, которое должно быть готово к рассмотрению Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре.

Такая скоординированная и согласованная рабочая программа поможет преодолеть региональные пробелы в управлении; заставить существующие рыболовные промыслы улучшить результаты своей работы; и в конечном счете будет содействовать развитию новых организаций, которые займутся управлением и защитой экосистем, а не только рыбных ресурсов. Это, в свою очередь, может катализировать сотрудничество, необходимое для создания морских заповедных территорий, которые позволят восстановить разрушенные или истощенные экосистемы.

Конечно, для того чтобы стать эффективными, такие виды деятельности должны проверяться. Многообещающее развитие может дать использование спутниковых технологий для обнаружения и определения нарушений правил рыболовства отдельными судами. Это могло бы значительно улучшить общее управление деятельностью в океанах, в особенности для стран с большими территориями прибрежных экономических зон (ПЭЗ) и ограниченными ресурсами для контроля морских пространств.

Жизненно важно создание скоординированной системы реагирования на нарушения принятых правил. Закрытие морских портов для судов, которые нарушают правила, может осуществляться в соответствии с Соглашением о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла, которое в настоящее время ожидает ратификации.

Управление деятельностью в океанах и вопросы сохранения биосреды находятся сегодня в критической точке. Морские ресурсы не могут неограниченно и избыточно добываться. Подготавливаемое соглашение «биоразнообразие за пределами национальной юрисдикции», подкрепленное новыми способами контроля соблюдения принятых правил, может существенно  улучшить управление деятельностью в океанах.

Трудность состоит в том, что при любом сценарии развития лучшее управление морскими ресурсами предполагает, чтобы мы предпочли долгосрочную устойчивость получению краткосрочной прибыли. Преодолеем ли мы наше предпочтение выбрать другой вариант – краткосрочную прибыль – предстоит увидеть в будущем.

https://prosyn.org/x5XghEJru