stiglitz253_d3sign-Getty-Images_phone-data d3sign/Getty Images

Не только ВВП

ИНЧХОН – Чуть менее десяти лет назад Международная комиссия по измерению показателей экономической деятельности и социального прогресса опубликовала доклад «Неверно оценивая нашу жизнь: Почему ВВП не имеет смысла». Его название суммирует содержание – ВВП не является хорошим индикатором благосостояния. От того, что именно мы измеряем, зависит то, что мы делаем, и если мы измеряем что-то неправильное, значит, и делать мы будем что-то неправильное. Если мы концентрируем внимание лишь на материальном благополучии (например, на производстве товаров, а не на качестве здоровья, образования и окружающей среды), наша жизнь искажается так же, как и сами эти показатели: мы становимся более материалистичными.

Мы были крайне удовлетворены реакцией на наш доклад. Он стимулировал международное движение с участием учёных, гражданского общества и правительств создавать и применять такую методику измерений, которая бы отражала концепцию благосостояния в более широком смысле. ОЭСР разработала  рейтинг «Индекс лучшей жизни»; он состоит из ряда показателей, которые лучше отражают факторы, составляющие и повышающие благосостояние. ОЭСР также поддержала работу Группы экспертов высокого уровня по измерению показателей экономической деятельности и социального прогресса, ставшей преемницей нашей комиссии. В рамках шестого Всемирного форума ОЭСР «Статистика. Знания. Политика», который прошёл на прошлой неделе в южнокорейском Инчхоне, эта группа опубликовала доклад «Не только ВВП: Как измерить то, что действительно важно для экономики и общества».

В новом докладе делается акцент на нескольких темах (например, доверие и нестабильность), которые были лишь кратко затронуты в докладе «Неверно оценивая нашу жизнь», а также более подробно исследуются некоторые другие вопросы (например, неравенство и устойчивость). В нём объясняется, каким именно образом неадекватность в измерениях приводит к дефектам политики во многих сферах. Более качественные индикаторы позволили бы увидеть крайне негативное и, вероятно, долгосрочное влияние глубокого экономического спада после 2008 года на производительность и благосостояние. В этом случае власти, возможно, не стали бы столь активно проводить политику сокращения госрасходов: она помогла сократить дефицит госбюджетов, но ещё сильнее они снизила размеры национального богатства, если измерять его правильным образом.

https://prosyn.org/dTvq9IFru