Mario Draghi presents ECB report at EU Parliament Michele Tantussi/Getty Images

Насколько демократичен евро?

САН-СЕРВОЛО (ИТАЛИЯ) – Когда президент Италии недавно заблокировал назначение евроскептика Паоло Савоны министром финансов в правительстве, состав которого предложил альянс «Движения пяти звёзд» и партии «Лига», он защитил или ослабил демократию в своей стране? Выходя за рамки специфических для Италии конституционных норм, этот вопрос касается самих основ демократической легитимности. Он заставляет задуматься над трудными проблемами, которые должны решаться принципиальным, правильным образом, если мы действительно хотим вылечить наши либеральные демократии.

Евро представляет собой обязательство в рамках договора, из которого нет очевидного выхода в соответствии с доминирующими правилами игры. Президент Серджо Маттарелла и его защитники подчёркивают, что вопрос выхода из евро не обсуждался во время избирательной кампании, по итогам которой к власти пришла коалиция популистов, и что назначение Савоны грозило вызывать крах на финансовых рынках и экономический хаос. Оппоненты Маттареллы утверждают, что он превысил полномочия и позволил финансовым рынкам заблокировать министерское назначение, предложенное правительством, которое избрал народ.

Вступив в еврозону, Италия уступила свой монетарный суверенитет внешнему, независимому органу принятия решения – Европейскому центральному банку. Страна также взяла на себя конкретные обязательства, касающиеся бюджетной политики, хотя данные ограничения не являются такими же «жёсткими», как те, что определяют монетарную политику. Все эти обязательства реально сужают варианты макроэкономической политики для итальянских властей. В частности, отсутствие национальной валюты означает, что итальянцы не могут ставить собственные инфляционные цели или проводить девальвацию относительно зарубежных валют. Кроме того, они обязаны удерживать размер дефицита бюджета ниже определённого потолка.

https://prosyn.org/U9errQOru