james193_Image SourceGetty Images_dollareuropound2 Image Source/Getty Images

Всё твёрдое растворяется в инфляции

ПРИНСТОН – Богатые индустриальные страны явно попали во временную петлю: неожиданно высокая инфляция заставляет вспомнить не просто 1970-е годы, но ещё и политические дебаты и политические угрозы того времени. Действительно ли инфляция – это вечный и повсеместный монетарный феномен, как утверждал Милтон Фридман? Или же это следствие избыточной бюджетной экспансии? Или это просто симптом плохого функционирования демократии в целом?

Дебаты 1970-х годов велись не только по поводу технических вопросов управления макроэкономикой. Под сомнение ставилась устойчивость и легитимность западной модели демократии. Мир страдал от геополитической нестабильности, а Генеральная Ассамблея ООН поддерживала призывы к созданию Нового международного экономического порядка. Сегодня, когда многие из этих старых политических и геополитических проблем вновь становятся горячими, инфляция играет роль термометра. Всё больше денег охотится за всё меньшим количеством товаров, поэтому цены растут, а экономику начинает лихорадить.

Впрочем, в периоды монетарных инноваций становится всё труднее сказать, а чем вообще являются деньги. Никто не будет оспаривать тот факт, что темпы монетарных инноваций в последнее десятилетие достигли сногсшибательного уровня. Но стоит напомнить, что одной из особенностей 1970-х тоже была финансовая революция, размывшая прежние чёткие различия между деньгами и неденьгами. Отчасти это стало следствием инфляции, заставившей клиентов банков бежать из беспроцентных чековых счетов и искать альтернативы, например, депозитные сертификаты или счета в нетрадиционных банках.

https://prosyn.org/NIBxNZTru