vbadre1_ DeAgostiniGetty Images_icarusbruegel DeAgostini/Getty Images

Падение Икара: уроки для бизнеса

ПАРИЖ – Поиск баланса между корпоративной социальной ответственностью (сокращённо КСО), которая требует долгосрочных подходов к оценке возможностей создания бизнесом широких общественных благ, и повседневной деятельностью компании – это крайне трудная задача. Для понимания этой динамики и связанных с нею проблем нам стоит отбросить таблицы и графики и взглянуть на шедевр фламандского Ренессанса XVI века – картину «Пейзаж с падением Икара», авторство которой приписывается Питеру Брейгелю Старшему. Если выбрать правильную точку зрения, брейгелевское изображение древнегреческого мифа о Дедале и его сыне Икаре позволяет сделать уникальные выводы об излишествах рыночной экономики и новейших попытках их ограничить.

Оказавшись в плену на острове Крит, Дедал сделал для себя и сына крылья из воска и перьев. Вопреки просьбам отца не летать слишком низко или слишком высоко, Икар подлетел так близко к солнцу, что его крылья растаяли, он упал в море и утонул (на картине изображена пара белых ног, исчезающих в воде). Мораль этого рассказа очевидна: самоуверенность может быть фатальной.

Соблазнительно провести параллель между Милтоном Фридманом и Икаром. Многие поколения студентов бизнес-школ с ложечки кормились доктриной Фридмана: социальная ответственность бизнеса – это максимизация прибыли. Идеи Фридмана и других представителей Чикагской экономической школы помогли создать безудержный капитализм в послевоенной экономике стран Запада. Однако мировой финансовый кризис 2008 года (вкупе с быстрым глобальным потеплением) ознаменовал собой конец господствовавшего консенсуса, что «весь бизнес бизнеса сводится к бизнесу».

https://prosyn.org/kSbu60uru