Неэффективные коалиции

Переизбрание в прошлом году Тони Блэра на пост премьер-министра Великобритании стало полной победой для Новых Лейбористов и принесло его партии абсолютное большинство в британской Палате Общин. В то же время Герхарду Шредеру с трудом удалось переступить финишную черту с абсолютным большинством в немецком Бундестаге, и произошло это благодаря помощи партии Зеленых - его нелюбимого партнера по коалиции - а также нескольким «дополнительным местам», предусмотренным правилами избирательной системы.

Которое из этих утверждений справедливо? Как это ни удивительно, оба они и справедливы и несправедливы одновременно. Удивительный факт относительно лейбористской партии премьер-министра Блэра заключается в том, что в 2001 году она получила на 2% меньше голосов избирателей, чем в 1997 году, и в итоге одержала победу при поддержке немногим более 40% избирателей. Социал-демократическая партия Шредера также потеряла 2% голосов избирателей по сравнению с 1998 годом и одержала победу при немногим менее 40% голосов. Более того, получив 38.5% при высокой активности избирателей (80% населения) Шредер может претендовать на поддержку одной третьей всего населения, тогда как Блэр был избран лишь четвертой частью населения (40% из 60% принявшего участие в выборах общего населения страны).

Разница между этими двумя левоцентристскими лидерами заключается не в их успехе на выборах, а в избирательных системах двух государств. Британская мажоритарная избирательная система предоставила Блэру твердое большинство в парламенте, в то время как немецкая система модифицированного пропорционального голосования дает Шредеру и его партнерам из партии Зеленых лишь незначительное (и, возможно, непрочное) большинство.

https://prosyn.org/eowY6FOru