GettyImages-1238684562 MIKHAIL KLIMENTYEV/SPUTNIK/AFP via Getty Images

Добро пожаловать в джунгли

БЕРЛИН – В книге 1960 года «Масса и власть» Элиас Канетти отмечал, что параноидальные диктаторы, которые ориентируются на выживание, создают вокруг себя свободное, хорошо обозримое пространство, чтобы можно было заметить любой знак приближения опасности. По-настоящему подвластен ему лишь тот, кого он может послать на смерть. Каждая казнь, за которую он несёт ответственность, прибавляет ему особой «силы выжившего».

Можно ли лучше описать Владимира Путина? Российский диктатор предпочитает сидеть в одиночестве в конце длинного, белого стола, выдвигая оттуда ультиматумы, начиная вторжения, отдавая приказы об аресте (или убийстве) политических оппонентов. Путин построил свою власть на кровавых войнах в Чечне, Грузии, Сирии и Украине. Его выживание зависит от прекращения существования других.

Но сейчас Путин спровоцировал собственные инстинкты выживания у всех остальных. Владимир Зеленский, актёр, ставший президентом Украины, превратился в героя, воплощающего экзистенциальную битву своего народа. Блок НАТО ожил после тягучей «смерти мозга». Евросоюз внезапно превратился из ориентированного внутрь мирного проекта в сообщество суверенитета и безопасности. Как заметил в беседе со мной один видный европейский дипломат, «Россия – слишком большая и слишком связанная с нами страна, чтобы позволить ей вести себя как бандиту, игнорирующему любые нормы. Либо наш ответ на эту войну остановит её, либо наш мир рухнет».

https://prosyn.org/OQk5rHhru