jo4196c.jpg

Экономический рост Америки в предстоящем десятилетии

КЕМБРИДЖ. Несмотря на то, что не совсем ясно, насколько сильной будет экономика США в 2010 году, важно заглянуть вперед и представить, как она будет функционировать в наступающем десятилетии. Рост ВВП в следующие десять лет станет свидетельством положительного эффекта возможного выхода из нынешнего глубоко спада, в сочетании с необычным ростом потенциального объема производства экономики при полной занятости. Когда я учитываю все ключевые компоненты, я делаю заключение, что ежегодный экономический рост в наступающем десятилетии, возможно, будет около 1,9%, примерно столько же, сколько был средний рост в последние десять лет.

Чтобы понять почему, давайте начнем с циклического оздоровления. Я сделаю оптимистическое, но правдоподобное предположение, что экономика полностью оздоровится в следующее десятилетие, при этом уровень безработицы снизится с 10% до примерно 5%. Этот возврат к полной занятости также снизит количество людей, которые, расстроившись, что не существует работы для людей с их квалификацией, перестали искать работу (и поэтому их не учитывают в качестве безработных).

Это цикличное улучшение занятости приведет к повышению ВВП на 13% в течение следующего десятилетия или в среднем на 1,2% в год. Это значительно отличается от прошлого десятилетия, когда безработица выросла с 4% до 10% и доля рабочей силы упала с 67% до 65%, уменьшая ВВП примерно на 1,6% в год.

Полный рост ВВП будет сочетать циклическое повышение на 1,2% и увеличение потенциального ВВП с учетом полной занятости. Рост потенциального ВВП будет отражать структурный рост рабочей силы, увеличение основного капитала и улучшение многофакторной производительности (т.е. изменение объема производства, которое, скорее, станет результатом улучшения технологий, а не увеличения рабочей силы и капитала). Хотя существует некоторая неопределенность по поводу этих компонентов роста, их результативность, вероятно, будет такой же хорошей, какой она была и в прошедшие десятилетия.

Более медленный рост населения и демографически обоснованное снижение уровня экономической активности снизит рост занятости населения. Действительно, в министерстве труда США предсказали, что количество рабочей силы увеличится между 2008 и 2018 годами только на 8%, против увеличения на 12%, которое было в предыдущие десять лет. Этот рост рабочей силы повысит потенциальный ВВП только примерно на 0,5% в год.

Хотя на рост капитала окажет благотворное влияние более высокий уровень семейных сбережений, увеличение будет нейтрализовано более высоким «проеданием» средств правительством, так как бюджетный дефицит остается высоким. Нежелание иностранных инвесторов держать н акопительные долларовые активы станет причиной снижения притока капитала из остального мира.

Subscribe to PS Digital
PS_Digital_1333x1000_Intro-Offer1

Subscribe to PS Digital

Access every new PS commentary, our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – including Longer Reads, Insider Interviews, Big Picture/Big Question, and Say More – and the full PS archive.

Subscribe Now

Наконец, изменение в потенциальном ВВП будет зависеть от того, что случится со скоростью изменения многофакторной производительности – т.е. изменения объема производства, которое стало результатом изменений технологий и производственных процессов. Согласно ОЭСР, многофакторная производительность США возрастала с относительно стабильным годовым показателем 0,75% с 1985 года по 2000 год, а затем подскочила до 1,4% в год с 2001до 2008 года. Невозможно узнать, останется ли скорость роста многофакторной производительности на своем нынешнем уровне или вернется хотя бы на уровень, который был до 2000 года.

Предположение, что рост рабочей силы будет меньше, чем в последнее десятилетие, и что не будет роста производительности благодаря накоплению капитала, а также снижение роста многофакторной производительности до средней величины, которая была до 2000 года, подразумевает, что ежегодный рост потенциального ВВП составит только 1,4%. Сочетание этих консервативных предположений по поводу потенциального ВВП с эффектом циклического повышения – примерно 1,2% ежегодного роста реального ВВП ‑ способствовало бы реальному росту ВВП со средним годовым показателем 2,6%, что было бы значительно выше, чем уровень в 1,9% в течение десятилетия, которое закончилось в 2009 году.

Но не вся дополнительная продукция, произведенная в следующие десять лет, останется в США. Если внешнеторговый дефицит уменьшится на 3% ВВП за период между сегодняшним днем и концом десятилетия, подразумеваемый рост экспорта и снижение импорта предположительно будут сокращать объем продукции, предназначенной для потребления в США, и инвестиции на 0,3% в год.

Эффект снижения курса доллара в наступающем десятилетии мог бы быть также очень важен. Если реальная стоимость доллара упадет на 25% в течение следующего десятилетия и полный эффект такого снижения доллара отразится на импортных ценах, увеличившаяся стоимость импорта предположительно снизит рост реальных доходов США примерно на 0,4% в год.

Эти два международных фактора сохранили бы годовой чистый прирост объема товаров и услуг, доступных для потребления и инвестиций в США – как произведенных дома, так и импортированных – на уровне только 1,9%, уровне, неизменном по сравнению с прошлым десятилетием. В течение этих лет увеличение в объеме чистого импорта сбалансировало эффект, полученный от падения курса доллара, оставив общую стоимость импорта неизменной. В результате, рост реальной стоимости товаров и услуг, доступных для потребления и для инвестиций в США, был таким же, что и рост ВВП.

Конечно, существует серьезный побочный риск такого предсказания, особенно если бюджетный дефицит останется высоким или неблагоприятная налоговая политика будет способствовать снижению роста производительности. Правительству следует рассматривать такие слабые прогнозы на предстоящее десятилетие как предупреждение и как причину для того, чтобы осуществлять политику снижения бюджетного дефицита и усиления стимулов, направленных на увеличение экономического роста.

Мартин Фельдштейн - профессор экономики в Гарвардском университете, бывший председатель Совета экономических консультантов при президенте Рональде Рейгане, а также президент Национального бюро по экономическим исследованиям.

Copyright: Project Syndicate, 2010.
www.project-syndicate.org
Перевод с английского – Татьяна Грибова

https://prosyn.org/YOCPUMwru