james191_Chip SomodevillaGetty Images_janetyellen - Copy Chip Somodevilla/Getty Images

Просто друзья

ПРИНСТОН – Нападение России на Украину бросило вызов международному порядку, но то же самое можно сказать и об ответной реакции крупных промышленно-развитых стран. В примечательной речи, произнесённой в Атлантическом совете в начале апреля, министр финансов США Джанет Йеллен назвала неоднозначную реакцию Китая на российскую агрессию поводом для перевода большего числа производств в дружественные страны (так называемый «friend-shoring»). Идея в том, чтобы США, а также их партнёры и союзники увеличили контроль над критически важными производственными цепочками, сворачивая торговые отношения со стратегическими конкурентами.

Провозглашённый Йеллен принцип «френд-шоринга» резко контрастирует с давними ортодоксальными взглядами Запада, сформировавшимися во время Холодной войны. Десятилетиями американские и европейские лидеры занимались реализацией стратегии глобализации, а их торговые отношения определялись пониманием, что страны, которые ранее были маргинализированы или враждебны, можно привлечь к единому и стабильному международному порядку с помощью торговых и финансовых связей. Надежды на то, что экономический рост поможет смягчить острые конфликтные углы в сфере идеологии и безопасности, нигде не были так сильны, как в Германии.

Проводя политику «перемены с помощью торговли» («Wandel durch Handel»), Германия долгое время использовал подход «торговля прежде всего» в своих отношениях с Россией, а до этого – с СССР. Этот подход всегда был источником напряжённости в рядах западных держав. Со времён президентства Рональда Рейгана 40 лет назад Америка регулярно выражала тревогу по поводу влияния российско-германских трубопроводных проектов на задачи трансатлантической безопасности. Впрочем, нельзя, конечно, исключать, что немецкая политика экономического и дипломатического взаимодействия смягчила позицию СССР к концу 1980-х годов, что помогло завершить Холодную войну.

https://prosyn.org/JG5bzYhru