mahbubani27_Ulet IfansastiGetty Images_jokowi Ulet Ifansasti/Getty Images

Гений Джокови

ДЖАКАРТА – Плохие новости быстро распространяются. Хорошие нет. Когда недавно пало правительство Афганистана, весь мир следил за этим. Но когда в Индонезии, самой густонаселённой стране с мусульманским большинством, появляется наиболее эффективный в современном мире демократически избранный лидер – президент Джоко Видодо, широко известный как Джокови, – практически никто за пределами архипелага не знает об этом.

Его история особенно поразительна потому, что Джокови добился успеха в одной из самых трудных для управления стран в мире. Индонезия растянулась в длину на 5125 км с востока на запад (то есть она шире, чем континентальная территория США) и состоит из 17508 островов. Кроме того, мало какая из крупных стран может сравнится с ней по этническому разнообразию. Когда в 1998 году экономика Индонезии рухнула на 13,1% из-за Азиатского финансового кризиса, многие эксперты прогнозировали, что это государство развалится как Югославия.

В этих условиях Джокови не просто компетентно управляет страной. Он установил новые стандарты государственного управления, которые должны вызывать зависть у других крупных демократических стран.

Прежде всего, Джокови навёл политические мосты, смягчив разногласия в Индонезии. Прошёл уже почти год после победы Джо Байдена на президентских выборах 2020 года в США, а 78% республиканцев по-прежнему не верят, что он был избран легитимно. Байден 36 лет был американским сенатором, но он оказался не в состоянии смягчить острые партийные разногласия в Америке. Напротив, кандидат в президенты, Прабово Субианто, и кандидат в вице-президенты, Сандиага Уно, которых Джокови победил на перевыборах в 2019 году, сейчас работают в его кабинете (в качестве министра обороны и министра туризма соответственно).

Впрочем, ещё больше впечатляет то, что Джокови сумел остановить и развернуть вспять рост влияния наиболее «исламистских» партий Индонезии, отчасти благодаря своим инклюзивным подходам. В то время как президент Жаир Болсонару углубляет политический раскол в Бразилии (стране, которая схожа с Индонезией по размерам населения), Джокови восстановил политическое единство в стране. Как он подчеркнул в недавнем интервью мне, «третий столп идеологии Индонезии («Панчасила») – это единство в многообразии». Например, его мастерское умение формировать коалиции привело к принятию в прошлом году так называемого «пакетного закона» (Omnibus Law), призванного увеличить инвестиции и создать рабочие места.

Личный опыт нищеты является ключом к пониманию достижений Джокови. После успешной политической карьеры (он был губернатором Джакарты, прежде чем стать президентом) Джокови мог бы естественным образом оказаться в компании миллиардеров, как это делают многие политики. Но в центре его внимания оставались бедняки, и поэтому неудивительно, что его администрация осуществляет множество программ для оказания им помощи.

SPRING SALE: Save 40% on all new Digital or Digital Plus subscriptions
PS_Sales_Spring_1333x1000_V1

SPRING SALE: Save 40% on all new Digital or Digital Plus subscriptions

Subscribe now to gain greater access to Project Syndicate – including every commentary and our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – starting at just $49.99.

Subscribe Now

Например, в 2016 году правительство провело перераспределение земель в пользу бедных, официально оформив их права на земельную собственность. Кроме того, оно создало индонезийскую медицинскую карту (Kartu Indonesia Sehat), а также новую программу государственного медицинского страхования, которые призваны обеспечить всеобщий доступ к услугам здравоохранения. Правительство также создало «Умную индонезийскую карту» (Kartu Indonesia Pintar) для увеличения числа детей, посещающих школы, и для достижения всеобщего образования. Наконец, оно реализует программу выплат денежных пособий беднякам (Program Keluarga Harapan).

До вступления Джокови в должность в 2014 году коэффициент Джини (уровень неравенства богатства) в Индонезии непрерывно рос – с 28,6 в 2000 году до 40 в 2013 году. В дальнейшем этот коэффициент снизился до 38,2, что стало его первым значительным снижением за 15 лет. Впрочем, в отличие от многих лидеров, выступающих за крупные правительственные программы помощи беднякам, Джокови проводит разумную бюджетную политику. По международным стандартам госдолг Индонезии низок – менее 40% ВВП.

Одновременно Джокови сохраняет верность капитализму. Будучи ранее экспортёром мебели, он хорошо понимает проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес. И поэтому он использует свою популярность для принятия болезненных мер, таких как реформирование трудового законодательства (чтобы позволить фирмам сокращать штат в трудные времена) и ликвидация топливных субсидий.

Кроме того, Джокови активно развивает инфраструктуру страны. За время его президентства правительство разработало смелые планы строительства шоссейных дорог по всей Индонезии – от провинции Ачех на западе страны до провинции Папуа на востоке. На острове Суматра запланировано строительство 2000-километрового участка железной дороги от города Банда-Ачех на севере до провинции Лампунг на юге. Среди других предложенных проектов – строительство 1000-километровой железной дороги через остров Сулавеси и развитие железнодорожных линий дальнего следования на острове Калимантан.

Тем времен в Джакарте быстро развивается сеть метро, смягчая проблему дорожных пробок, которые являются здесь одними из худших в мире. На острове Ява в период с 2015 по 2018 годы были построены более 700 км платных дорог (включая платную дорогу «Транс-Ява»). Раньше подобное считалось просто невозможным, поскольку за предыдущее десятилетие на этом острове было построено всего лишь 220 км дорог.

Реформы Джокови помогли улучшить позиции Индонезии в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса»: она поднялась со 120 места в 2014 году до 73-го в 2020-м. Сегодня Индонезия должна была переживать экономический бум, но по стране сильно ударил Covid-19. Впрочем, Джокови действовал сразу и решительно, получив 175 млн доз вакцин для населения численностью 270 млн. Значительную часть этих доз поставил Китай, а сам Джокови сделал прививку вакциной «Sinovac», чтобы продемонстрировать доверие к китайским вакцинам и отправить широкий политический сигнал.

Однако Джокови геополитически благоразумен, мудро поддерживая хорошие отношения и с Китаем, и с США, пока набирает обороты их великодержавное соперничество. Он рассказал мне, что призывает США больше инвестировать в Индонезию, поскольку размер инвестиций Китая в последние годы был намного выше. Индонезия участвует во многих проектах, привязанных к китайской инициативе «Пояс и путь» (BRI), включая железную дорогу Джакарта-Бандунг, туристические специальные экономические зоны на Яве, Каянскую ГЭС на севере Калимантана, расширение порта Куала-Танджунг на Суматре, развитие международного аэропорта Лембех на острове Сулавеси.

Мы живём в парадоксальные времена. Современная социология наделила нас всеми необходимыми знаниями для хорошего управления государством, но даже богатые демократические страны избирают иногда мошенников, подобных предшественнику Байдена, Дональду Трампу, и премьер-министру Великобритании Борису Джонсону. Именно поэтому успехи Джокови заслуживают более широкой позитивной оценки. Мир может многому научиться у его модели хорошего правления.

https://prosyn.org/XSchOCtru