Почему китайцы, живущие за границей, господствуют в китайском экспортном бизнесе

С начала 90-х годов в Китай влилось больше прямых иностранных инвестиций (ПИИ), чем в любую другую страну за исключением Америки. Из этого огромного притока капитала китайцам, живущим за границей – в Гонг Конге, Тайване, Макао и Юго-Восточной Азии – принадлежит львиная доля. Инвестициям из Гонг Конга и Макао отводилось 70% от всех китайских ПИИ в начале 90-х годов; с тех пор их доля уменьшилась, но все еще составляет 50% от всех ПИИ в Китае.

Тот факт, что в Китае наблюдается такой большой приток капитала от экспатриантов, является источником всеобщей зависти. Индийские должностные лица оплакивают тот факт, что у индийцев, которые живут за границей, нет ни богатства, ни склонности вкладывать инвестиции в их родную страну. Экономисты и наблюдатели за развитием Китая прославляют такой приток наличного капитала, ноу-хау, и каналы сбыта, которые позволили Китаю за короткий период времени стать промышленной базой Азии и силовой станцией экспорта.

Щедрая похвала за такой приток ПИИ от экспатриантов, однако, не замечает глубокие недостатки. Да, компании, инвестируемые экспатриантами, производят в Китае огромное количество продукции, которая идет на экспорт, но часто они это делают, отнимая контроль над экспортным бизнесом у местных китайцев. Рассмотрим два соотношения. Одним из них является коэффициент экспорта/ ВНП, который возрос на 5%: от 15% в 1990 г. до 20% в 1999 г. Другим является доля экспорта, которая принадлежит иностранным компаниям от всего китайского экспорта: эта цифра возросла от 15% до почти 40% за тот же период времени. Таким образом, иностранные компании могут производить для Китая товар, идущий на экспорт, но в то же время они отрезают огромный кусок от пирога у местных китайских предпринимателей.

https://prosyn.org/9Yi3TeDru