An Execution, Place de la Revolution Christophel Fine Art/UIG via Getty Images

Повесть о двух реальностях

МАДРИД – Первые строчки «Повести о двух городах» Чарльза Диккенса до сих пор сохраняют универсальное значение. «Это было лучшее из всех времен, это было худшее из всех времен, – писал Диккенс, – это был век мудрости, это был век глупости,… это была весна надежд, это была зима отчаяния».

Действие классического романа Диккенса происходит в Лондоне и Париже во времена Французской революции; в нём осуждаются как социальная несправедливость деспотичного «старого режима», так и перегибы французских революционеров. Когда спустя почти два столетия после Французской революции бывшего китайского премьера Чжоу Эньлая попросили оценить это событие, он, как утверждают, ответил: «слишком рано об этом говорить». Эта острота (впрочем, возможно, она стала результатом недопонимания) великолепно улавливает двойственное отношение Диккенса к периоду, о котором он писал.

Идеалы Просвещения, вдохновившие французов восстать против Луи XVI, привели и к Американской революции. Обе революции происходили на фоне другой тектонической перемены – на заре индустриализации. Сочетание более либеральных политических режимов с преображающим мир научным прогрессом знаменовало собой начало периода наивысшего процветания в истории человечества.

https://prosyn.org/5YKCUcxru