Employees of the state-owned English-language RT television network  YURI KOCHETKOV/AFP/Getty Images

Суть острой силы

ВАШИНГТОН – На протяжении последних лет Россия и Китай вложили значительные ресурсы в такие сферы, которые обычно ассоциируются с «мягкой силой». Этим термином, сформулированным американским политологом Джозефом Наем, называют «способность влиять на других убеждением и привлекательностью». Напрямую или через зависимые суррогатные структуры эти две страны потратили миллиарды долларов на расширение своего глобального влияния с помощью СМИ, культуры, аналитических центров, вузов и так далее.

Однако эксперты, в том числе и сам Най, весьма озадачены тем, что, несмотря на все эти огромные инвестиции, авторитарные режимы почему-то продолжают испытывать острый дефицит мягкой силы, хотя их поведение на международной арене и стало более самоуверенным.

У России и Китая, как правило, плохие результаты в глобальных опросах общественного мнения, а также в рейтингах мягкой силы, что подтверждает идею о несовместимости авторитаризма с привлекательностью и силой убеждения. На международной арене авторитарным правителям не удаётся «завоевать сердца и умы». Но, несмотря на это, степень международного влияния России, Китая и других амбициозных режимов, обеспеченных ресурсами, сейчас выше, чем в какой-либо другой момент новейшей истории. И это влияние оказывается, как правило, не при помощи «жёсткой силы» в определении Ная – военная мощь или грубое экономическое принуждение.

https://prosyn.org/GMvS2Adru