Следует ли детям принимать антидепрессанты?

На протяжении последнего года стали заметны значительные перемены и огромные противоречия в отношении лечения детской и подростковой депрессии. Несмотря на разрешение использовать лишь несколько антидепрессантов в педиатрии, уровень их назначения лечащим врачом в возрастной группе младше 18 лет вырос на 60% за последнее десятилетие, и сегодня более одного миллиона детей и подростков принимают так называемые ингибиторы обратного захвата серотонина (ИОЗС).

Однако в настоящее время общественность многих стран проявляет беспокойство по поводу безопасности такого рода средств и влияния их побочных эффектов на подростков в связи с ростом попыток самоубийства. После изучения всех соответствующих педиатрических испытаний Регулирующее агентство Medicines and Healthcare Великобритании (MHRA) пришло к выводу, что отрицательное воздействие всех ИОЗС (за исключением флуокситина) превышает положительный эффект, и постановило не использовать подобные средства в качестве лечебной терапии для пациентов моложе 18 лет, страдающих депрессивными состояниями.

Впервые MHRA обнародовало результаты исследований, на которых было основано принятое решение, включая существующие данные по всем испытаниям, независимо от того, были ли они предварительно опубликованы или нет. И это явилось решающим моментом, так как почти половина испытаний не была освещена в рецензируемых журналах.

Результаты испытаний, обнародованные MHRA, дали уникальную возможность изучить, соответствовали ли результаты неопубликованных исследований данным исследований ИОЗС, предоставленным широкой общественности. Моими коллегами и мною был задан данный вопрос в обзоре, опубликованном в апреле 2004 года в The Lancet . В обзоре указывалось, что, в то время как обнародованные данные указывали на минимальный риск, скрытые от общественности материалы испытаний были гораздо менее оптимистичны; в них указывалось на вероятность возникновения серьезных последствий, включая попытки самоубийства.

MHRA оказалось не единственным агентством, обеспокоенным результатами испытаний. На страницах British Medical Journal (BMJ) в апреле 2004 было заявлено о том, что большинство научных статей, имеющих отношение к ИОЗС, значительно преувеличивало эффективность препаратов и преуменьшало риск причинения ими вреда. Статья Научного центра, опубликованная в “Паблик Интерест”, классифицировала все известные педиатрические плацебо-контролируемые испытания ИОЗС как финансируемые и не финансируемые фармацевтической промышленностью. Результаты показали, что 90% опубликованных в литературе финансируемых промышленностью испытаний содержали положительные данные, в то время как только 55,6% не финансируемых промышленностью испытаний дали положительный результат.

Проанализировав ситуацию, не трудно понять, почему некоторые комментаторы утверждают, что фармацевтическая промышленность предпринимала незначительные попытки должным образом оценить риск и пользу применения несовершеннолетними подобных медицинских препаратов. Зачастую публикуются лишь положительные моменты. Данная проблема чрезвычайно серьезна и затрагивает не только фармацевтические компании. Критике подверглись как клиницисты, проводившие испытания, так и проверяющие.

Subscribe to PS Digital
PS_Digital_1333x1000_Intro-Offer1

Subscribe to PS Digital

Access every new PS commentary, our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – including Longer Reads, Insider Interviews, Big Picture/Big Question, and Say More – and the full PS archive.

Subscribe Now

Однако озабоченность в отношении ИОЗС разделяется не всеми. Например, Американский колледж невропсихофармакологии в январе 2004 опубликовал предварительный отчет, в котором поддержал идею применения ИОЗС для лечения депрессивных состояний у детей и подростков.

В отличие от британской службы, контролирующей фармацевтическую промышленность, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) еще не приняло окончательного решения в отношении безопасности использования ИОЗС в педиатрии. Однако после пересмотра данных испытаний в отношении того факта, что суицидальное поведение могло быть изначально классифицировано ошибочно, были признаны положительные аспекты применения подобных антидепрессантов.

Повторный анализ был проведен при участии независимых экспертов Колумбийского Университета, повторно классифицировавших изначальные данные испытаний как "суицидальные" (попытка самоубийства / воображение самоубийства / суицидальное поведение без нанесения ран), “не суицидальные ” и “неопределенные”. Никакие регулятивные изменения не будут приняты до проведения совместного заседания Психофармакологического фармацевтического консультативного комитета и недавно сформированного Педиатрического консультативного комитета.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США столкнулось с критикой в отношении его основных мотивов при принятии решения о проведении повторного анализа безопасности данных. Некоторые эксперты предполагают возникновение сложностей в связи с недостаточной освещенностью данных в первоначальных испытаниях, тем самым любые результаты повторного анализа не будут иметь под собой достаточных оснований.

Кроме того, комитеты Сената и обеих Палат наблюдают за исследованием поставленной проблемы Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов после того, как была выказана озабоченность в отношении отчета Управления о безопасности применения ИОЗС в педиатрии. Подобные беспокойства, похоже, возникают в связи с разногласиями внутри самого Управления, по меньшей мере, с одним рецензентом, свидетельствующим о том, что в данных испытаний было достаточно оснований для того, чтобы высказать обеспокоенность.

Проведенный мною синтез данных, предоставленных FDA, также подтверждает опасения. Мною было выявлено, что во всех испытаниях в отношении применения ИОЗС в педиатрии существует, в среднем, 72% увеличение риска “возможно связанного с самоубийством поведения ” и 45% увеличение риска "попыток самоубийства" у детей, принимавших лекарственный препарат, по сравнению с подростками, принимавшими плацебо. Ученым Колумбийского университета придется обнаружить существенные ошибки в первоначальных отчетах прежде, чем эти риски будут опровергнуты.

Помимо этого, Генеральный прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спайтзер недавно подал иск против GlaxoSmithKline, компании, вводившей в заблуждение докторов, публикуя данные о положительных результатах применения пароксетина при лечении депрессивных состояний у детей и подростков, при этом не предавая гласности данные о негативном воздействии препарата. В ответ на поданный иск GlaxoSmithKline обнародовала на своем веб-сайте отчет обо всех исследованиях применения пароксетина для лечения не достигших 18 летнего возраста подростков.

Данный прецедент указывает на ряд изменений в способе получения и обнародования данных, которые необходимы для точного установления безопасности применения ИОЗС в лечении детской депрессии. Необходимо строгое регулирование клинических исследований, то есть наличие всемирной базы данных, которая будет содержать протоколы испытаний и регулярно обновляемую информацию о статусе испытаний и публикациях. Кроме того, необходимо предавать гласности положительные и отрицательные аспекты всех испытаний в разумных временных рамках, а также нужны данные не финансируемых промышленностью надлежащим образом проводимых испытаний для подтверждения как безопасности, так и эффективности препаратов. И, наконец, на этикетках препаратов должны приводиться сведения об отрицательных или сомнительных результатах.

Подобные изменения могут привести к значительному сокращению использования ИОЗС в лечении депрессивных состояний детей и подростков. Однако, несмотря на результат, необходимо, чтобы сомнения относительно безопасности применения подобных препаратов были разрешены.

https://prosyn.org/89OHjFAru