A Saudi woman drives her car REEM BAESHEN/AFP/Getty Images

Опасный поворот Саудовской Аравии

ИЕРУСАЛИМ – Как отмечал французский государственный деятель и историк девятнадцатого века Алексис де Токвиль, «наиболее опасным моментом для плохого правительства обычно становится тот момент, когда оно начинает самореформироваться». Ведь в конечном итоге реформы подразумевают, что традиционные нормы и институты, возможно, уже дискредитированы, а альтернативные структуры пока еще не укреплены.

Классической иллюстрацией высказывания Токвиля являлся режим Людовика XVI, чьи попытки реформирования быстро привели к Французской революции и его собственной казни в 1793 году. Другим примером является попытка Михаила Горбачева реформировать Советский Союз в 1980-х годах. К концу 1991 года Советский Союз рухнул, а Горбачев лишился всякой власти. Сегодня нечто подобное вполне может произойти с молодым наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом (широко известным как MBS) в ходе его усилий по модернизации своей страны.

Саудовская Аравия уже давно поддерживает внутреннюю стабильность (относительную), распределяя свои огромные нефтяные богатства между своими подданными и навязывая обществу Саудовской Аравии фундаменталистскую исламскую доктрину, основанную на строгой ваххабитской традиции. С момента основания Королевства в 1932 году многие саудиты наслаждались беспрецедентно высоким уровнем жизни, а сотни членов королевской семьи из пустынных шейхов превратились в чрезвычайно богатых представителей международной элиты. Сыновья основателя режима Абдулазиза Ибн Сауда наследовали власть один за другим и, в соответствии с арабской традицией, носили имя основавшей и правящей королевством династии (другим таким примером является Хашимитское Королевство Иордания).

https://prosyn.org/Kvo1QUKru