Кто кого? Российские силовики против олигархов

Обычно сонный июль в Москве внезапно всколыхнула атака, которую часть президентской команды- «силовики», люди, наиболее близкие Владимиру Путину, начали против ведущего российского олигарха и самого богатого человека страны Михаила Ходорковского. В принципе, в самом факте конфронтации между представителями силовых ведомств и крупного бизнеса нет ничего нового. Между этими двумя группами влияния, которые составляют основу российского режима власти, войны велись и раньше. Так, они вступили в смертельную схватку накануне президентских выборов Ельцина в 1996 г: речь идет о столкновении, с одной стороны, силовиков под руководством ельцинского телохранителя Коржакова, и олигархов под предводительством Чубайса, с другой. В тот раз победу одержали олигархи, которым Ельцин заплатил за их помощь на выборах «залоговыми аукционами». Именно победа семерки российских олигархов и стала основой формирования в России олигархической модели капитализма.

С тех пор многое изменилось. Придя к власти, Путин изменил соотношение в связке «олигархи-бюрократы» на сей раз в пользу российского чиновника и силовика, попытавшись ограничить влияние крупного бизнеса на власть. Бизнес был вынужден умерить свои политические аппетиты и амбиции. Но тогда что послужило толчком к новой российских чекистов, дестабилизировавшей российский политический пейзаж и почему объектом атаки стал именно Ходорковский - человек, который пытается сделать свой бизнес современным и транспарентным? Так, очевидно, что путинские силовики, которые так и не смогли получить под свой контроль финансовые и экономические рычаги влияния, сделали попытку начать перераспределение собственности. Но это не объясняет почему они начали именно с Ходорковского, а не кого либо другого из российских бизнесменов, многие из которых имеют гораздо более темное прошлое. Дело, по-видимому, в том, что Ходорковский первым из олигархов начал пытаться играть в новую игру: он стал помогать либеральным партиям, поддерживать независимые СМИ, давать деньги правозащитникам. Но и это не самое главное. Еще более важно было то, что Ходорковский попытался выйти в политику, в частности, поддерживая идею парламентской республики и усиливая свое влияние на выборы нового состава парламента. Это была уже деятельность на поле Путина. Именно это, видимо, и вызвало раздражение президента. По логике российского режима только лидер может контролировать основные институты власти и делать политику. Любые попытки групп влияния, а тем более мощных олигархов, конвертировать свое богатство в фактор политического давления противоречит логике единовластия. Для самого Путина, видимо, политическое усиление олигархии означало бы деградацию власти и возврат к ельцинской формуле правления. Он и дал отмашку силовикам, которые не могли бы решиться начать действия против олигарха без кивка президента.

Атака на Ходорковского была дополнена попыткой пригрозить и другим олигархам, в частности, Дерипаске и Абрамовичу. Это позволяет делать вывод, что часть президентского окружения решила идти на выборы под знаменем «антиолигархической революции».

https://prosyn.org/wknW6Zxru