buruma170_ JIM WATSONAFP via Getty Images_biden executive orders Jim Watson/AFP via Getty Images

Правильное время для Джо Байдена

НЬЮ-ЙОРК – Недооценивать Джо Байдена легко. Новый президент США был отвергнут некоторыми представителями левого крыла как партийный фанатик, триммер, пережиток коррумпированного и разоренного истеблишмента. В консервативном журнале National Review была опубликована статья под заголовком: “Джо Байден: олицетворение посредственности”. Ее написал представитель правого крыла и поклонник великих людей Конрад Блэк, бывший владелец газеты и осужденный мошенник.

Байден, пока еще не великая личность. Тем не менее, такую личность, которая четыре десятилетия проработала в змеином логове Вашингтонской политики и была избрана президентом в возрасте 78 лет, нельзя так просто отвергнуть. Он как минимум является высококвалифицированным политиком.

Байден не является ни блестящим мыслителем, ни героическим лидером. Он также не обладает особой харизмой, что бодрит после четырех лет беспорядочного правления Дональда Трампа. Если у Байдена и была когда-либо оригинальная идея, он ее тщательно скрывал. Во время своей президентской кампании 1988 года, он даже списал речь британского политика Нила Киннока. Но, по крайней мере, Байден не перекладывал вину на своего спичрайтера, как это сделали Трамп и его жена Мелания, когда имели место аналогичные оплошности.

Вопрос в том, кто лучше всего служит либеральным демократиям блестящие или героические лидеры. Такие фигуры были бы особенно желательны в трудные времена. Но как однажды сказал американский писатель Гор Видал: “Великие лидеры ведут великие войны”. Интеллектуалы с великими идеями тоже могут сильно ошибаться. Многие не воспринимают критику со стороны людей, которые не согласны с их мнением. Фактически, у них практически не остается времени на тех, кто ниже по уровню интеллекта. Но успешные политики должны охотно терпеть дураков. Это часть их работы.

Люди, склонные к революции, часто пренебрегают либеральной демократией из-за ее кажущейся посредственности. Покойный французский адвокат Жак Вержес, защищавший левых политических террористов, обобщил эту позицию. “С самого детства – говорил Вержес – меня тянуло к величию… [к] идее Судьбы, а не счастья. Счастье в Европе запятнано социал-демократией”.

Не сложно понять, что он имел в виду. В счастье есть что-то посредственное, противоположное тому, что романтики называли Sturm und Drang, Буря и стресс. Но “стремление к счастью” заложено в ДНК Америки и закреплено Томасом Джефферсоном в Декларации независимости. Возможно, поэтому правые и левые революционеры так часто презирают Соединенные Штаты.

Subscribe to PS Digital
PS_Digital_1333x1000_Intro-Offer1

Subscribe to PS Digital

Access every new PS commentary, our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – including Longer Reads, Insider Interviews, Big Picture/Big Question, and Say More – and the full PS archive.

Subscribe Now

Безусловно, бывают случаи, когда даже демократиям нужны герои. Невилл Чемберлен, консерватор мейнстрима, не слишком изобретательный человек и мастер компромисса, не был тем лидером, который был необходим его стране для встречи с Гитлером в 1940 году. В мирное время Чемберлен был эффективным премьер-министром, в то время как Уинстон Черчилль считался ненадежным хвастуном. Но в мае 1940 года, когда Великобритания едва ли была готова к войне с нацистской Германией, стране нужен был такой неистовый романтик, как Черчилль, который вдохновит свой народ своим героическим духом.

Однако такие времена редкость. К сожалению, слишком много послевоенных президентов США предпочли подражать Черчиллю, а не Чемберлену, что иногда приводило к глупым войнам. Искатели боевой славы и национального величия редко служат стремлению к счастью. Этому гораздо лучше служит такой лидер, как Байден.

Но, возможно, сегодня мы переживаем один из тех редких моментов, когда героизм и большие идеи просто необходимы. Как сказал Байден в своей приветственной речи, мы сталкиваемся со множеством опасностей: пандемией, серьезным экономическим кризисом и общим отсутствием доверия к демократическим институтам. Также на нескольких континентах наблюдается резкий подъем популистов-демагогов правого крыла. Значительный процент населения США, подвергшийся шквалу злобной пропаганды, считает, что Байден украл выборы.

К счастью, недавно вступившего в должность президента иногда сравнивают с Франклином Д. Рузвельтом. На мой взгляд, многие из его сторонников, справедливо полагают, что пришло время пересмотреть “Новый курс” и провести существенные политические реформы. Слишком большое количество денег сосредоточено в руках горстки людей. И слишком многое было разрушено за последние четыре года (не в последнюю очередь идея о том, что существует такая вещь, как правда), чтобы думать, что США смогут так просто вернуться к тому, как было раньше.

В некотором смысле, задача Байдена будет сложнее, чем задача Рузвельта. Хотя в 1930-е годы экономический кризис был хуже, у Рузвельта было подавляющее большинство в Конгрессе, а Республиканская партия не была в рабстве опасного культа. Новый курс был большим достижением. Но, несмотря на свою квазиаристократический вид, Рузвельт не был блестящим или героическим человеком. Как и Байден, он был опытным политическим деятелем.

И, также, как и Байден, Рузвельт определенно не был революционером. Его задачей было спасти американский капитализм. Он был ремонтником, наладчиком. Новый курс был достигнут не благодаря гению или героизму Рузвельта, а благодаря тому, что достаточное количество людей верило, что он действует в духе добропорядочности.

Именно этого люди ждут и от Байдена. Он должен спасти американскую демократию от разрушительного политического кризиса. Для этого он должен восстановить доверие к системе. Он пообещал сделать свою страну менее поляризованной и восстановить вежливость и правду в политических дискуссиях. В этом стремлении, отсутствие харизмы может оказаться его величайшей силой. Все, чего ему не хватает в величии, он компенсирует порядочностью, которую он излучает.

Будет ли этого достаточно, чтобы провести необходимые политические изменения? Конечно, ответ будет зависеть не только от него. Все его крупные инициативы могут увязнуть в республиканских препятствиях. Но у него больше шансов на успех, чем у более ярких и радикальных политиков. Такой “стреляный воробей” как Байден, который точно знает, как работает система – компромиссы, похлопывания по спине, выкручивание рук и радостная терпимость дураков – может стать именно тем лидером, который сегодня нужен Америке.

По крайней мере, мы должны на это надеяться. Войдя в Овальный кабинет, Байден убрал бюст Черчилля, который Трамп поставил на видное место на столе. И это неплохое начало.

https://prosyn.org/KSxjK0vru