Старая и стареющая Европа

Говоря недавно о «старой» Европе, министр обороны США Дональд Рамсфелд был, несомненно, прав, но совсем в ином смысле этого слова. Европа действительно стара и продолжает стареть. Дети становятся все более редким явлением на европейском континенте. В Германии и Италии коэффициент фертильности (отношение числа детей к численности женщин репродуктивного возраста) упал до 1.2. Еще более низкий коэффициент фертильности - самый низкий показатель в Европе - зарегистрирован в Испании. По своему возрастному составу население Испании пока еще относительно молодое, однако любое общество без детей можно считать обреченным.

Коэффициент фертильности в США, в отличие от стран Европы, составляет 2.4, в Великобритании этот показатель равен 2.1. Такая разница тем более необычна, что в Великобритании и США государственная политика в отношении декретного отпуска и других льгот для беременных женщин и матерей гораздо жестче, чем в странах континентальной Европы. Франция имеет более высокий коэффициент фертильности (1.8) по сравнению с остальными странами континентальной Европы, что, вероятно, является результатом многолетней практики предоставления щедрых налоговых льгот многодетным семьям.

Миграция также является важным фактором при объяснении подобных различий. Более высокие показатели рождаемости в США, Великобритании и во Франции можно связать с наличием большого числа иммигрантских семей в этих странах. Коэффициент фертильности среди иммигрантов обычно выше, чем в коренных европейских или североамериканских семьях. Однако увеличение числа рабочих-иммигрантов не обязательно приводит к повышению коэффициента фертильности. Так, например, несмотря на большое количество рабочих-иммигрантов в Германии, только немногие из них обосновываются здесь со своими семьями - большинство оставляет детей на родине.

https://prosyn.org/9qkQWXUru