saikal8_OZAN KOSEAFP via Getty Images_iranprotests Ozan Kose/AFP via Getty Images

Иран опять на грани

ПЕРТ – За 43 года своего существования Исламская республика Иран сумела справиться с множеством внутренних и внешнеполитических проблем. Но массовые народные протесты, которые в сентябре прокатились по всей стране после гибели 22-хлетней Махсы Амини (она умерла под арестом после того, как полиция нравов задержала её за «неподобающее» ношение хиджаба), стали крупнейшей угрозой для режима. Иран охватил, возможно, самый серьёзный кризис в его новейшей истории.

Когда Исламская революция свергла прозападный монархический режима шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, а верховным лидером страны стал аятолла Рухолла Хомейни, западные обозреватели сомневались, что этот теократический режим сумеет долго продержаться. Некоторые аналитики утверждали, что у религиозных фундаменталистов не может быть необходимых навыков или опыта для управления столь сложной страной, как Иран.

Но иранский режим выстоял, несмотря на все внутренние проблемы, благодаря сочетанию боевой линии («джихад») с прагматичными подходами («иджтихад») Хомейни. Преемник Хомейни, 83-летний аятолла Али Хаменеи, подобно своему предшественнику пытается сбалансировать идеологические и практические соображения, чтобы гарантировать выживание режима.

https://prosyn.org/yo00JALru