Emmanuel Macron visits Berlin Carsten Koall/Getty Images

Реальные пределы Макрона

ФРАНКФУРТ – Когда Эммануэля Макрона недавно интервьюировали два крайне критических настроенных журналиста, результатом стала не вполне «идеальная речевая ситуация», которую описывал Юрген Хабермас, выдающийся немецкий философ и большой сторонник французского президента. Но хотя его всё время перебивали, Макрон выступил очень хорошо. Всегда конкретный и готовый при необходимости углубиться в детали проблемы, Макрон был явно на коне. Ему были не нужны бумажные заготовки, что он ещё раз блестяще продемонстрировал, выступая несколько дней спустя в Европейском парламенте с речью, осуждающей национализм и популизм.

Но его встреча с немецким канцлером Ангелой Меркель, состоявшаяся в Берлине также на прошлой неделе, была совершенно иной и по тону, и по содержанию. Важнее всего то, что она продемонстрировала пределы «метода Макрона» (méthode Macron): выглядящее убедительным красноречие не обязательно преобразуется затем в реализуемые решения.

Политика, по своей сути, является результатом переплетающихся интересов на национальном уровне. Но именно на национальном уровне идеи Макрона о перепланировке институциональной архитектуры Европы попадают в тупик. Его предложения слишком многочисленны и слишком туманны, чтобы их можно было оценить; в них не учитывается ход дебатов на национальном уровне, где скептицизм сейчас на подъёме. За позитивный настрой в отношении Европы приходится дорого расплачиваться.

https://prosyn.org/VH4wKcRru