f195db0346f86f380ea8531b_tb0628c.jpg

Ливия после Каддафи

БЕНГАЗИ. Ближневосточные диктаторы обычно запугивают свои народы реками крови, оккупацией Западом, бедностью, хаосом и Аль-Каидой, которые нагрянут, если их режим падет. Такие угрозы уже звучали в Тунисе, Египте, Йемене, Бахрейне, Сирии, и ‑ поданные в стиле черной комедии – в Ливии. Но там есть глубокая вера в то, что цена за свержение автократии, какой бы высокой она ни была, меньше в сравнении с уроном, наносимым нынешними правителями. Проще говоря, свобода стоит того.

В Ливии может быть 4 сценария развития событий, которые могут негативно отразиться на процессе демократизации: гражданская/межплеменная война, военный режим, если Ливия «застрянет в переходном процессе», и раздел страны. Учитывая высокую цену, которую ливийцы уже заплатили, подобные сценарии должны быть предотвращены, а не исправлены.

Сценарий гражданской/межплеменной войны ‑ худший из вариантов развития событий. Египетские революционеры поняли это. Когда после свержения Хосни Мубарака началось насилие на религиозной почве, революционная коалиция выдвинула лозунг: «Мы не дадим тебе шанса позлорадствовать над нами, Мубарак». Репрессивные диктатуры не могут выиграть честные и справедливые выборы. Но они могут использовать невероятное насилие, чтобы упрочнить свой контроль над государством, его народом и его учреждениями.

https://prosyn.org/KR1MBwAru