perthes23_Emmanuele ContiniNurPhoto via Getty Images_germanyiran Emmanuele Contini/NurPhoto via Getty Images

На пути к новому Иранскому ядерному соглашению

БЕРЛИН – Когда в январе Иран объявил о дальнейших «сокращениях» своих обязательств в рамках соглашения 2015 года, которое ограничивает его деятельность в ядерной сфере, это не было ответом на совершённое несколькими днями ранее убийство Соединёнными Штатами лидера иранских сил особого назначения «Кудс» Касема Сулеймани. Однако оба события стали следствием эскалации конфронтации между Ираном и США, начавшейся летом 2019 года. Любые попытки сохранить суть соглашения 2015 года (официально оно называется «Совместный всеобъемлющий план действий», или СВПД) должны учитывать этот контекст.

Иранский режим объявил, что с наступлением «пятой, финальной» фазы сокращения обязательств страны в рамках СВПД, она избавляется от необходимости соблюдать установленные в соглашении максимальные ограничения по центрифугам и обогащению урана. Одновременно Иран заявил, что этот шаг, как и предыдущие поэтапные сокращения обязательств, является обратимым, и что власти не будут ограничивать работу инспекций иранских ядерных объектов Международным агентством по атомной энергии.

Тем не менее, европейские правительства заявляют, что этот новый шаг Ирана представляет собой грубое нарушение условий соглашения. После предыдущего раунда сокращения обязательств Ираном в ноябре 2019 года страны группы E3 (Германия, Франция и Великобритания) вынесли ему предупреждение, а теперь они включили в действие предусмотренный СВПД механизм урегулирования споров, который призван разбираться с возможными нарушениями соглашения.

https://prosyn.org/MvE3VHvru