zqureshi6_gettyimages_intellectual property Don Farrall/Getty Images

Интеллектуальная собственность, а не интеллектуальная монополия

ВАШИНГТОН – «Законы об авторских правах и патентах, которые у нас сегодня есть, больше похожи на право интеллектуальной монополии, а не интеллектуальной собственности». Так пишут Бринк Линдси и Стивен Телес в своей новой книге об американской экономике. Беспокойство по поводу избыточной защиты интеллектуальной собственности, которая создаёт барьеры на пути инноваций и их распространения, не является чем-то новым. Но сейчас оно стало более заметным, поскольку знания превратились в ключевой фактор экономической деятельности и конкурентных преимуществ.

Цифровые технологии привели к появлению «нематериальной экономики», которая опирается на «мягкие» активы, например, алгоритмы и строчки кодов, а не на физические активы, например, здания и станки. В этих условиях от правил интеллектуальной собственности начинает зависеть успех или провал бизнес-моделей, а кроме того, они меняют общество, поскольку от них зависит то, как именно распределяются экономические выгоды.

Однако основные элементы современной системы защиты интеллектуальной собственности были разработаны для совершенно другой экономики. Например, патентные правила являются результатом давнишней идеи, будто сильная защита служит для бизнеса главным стимулом заниматься инновациями. На самом же деле, как показывают, в том числе, недавние исследования Петры Мозер и Хайди Уильямс, есть очень мало доказательств того, что патенты способствуют инновационной деятельности. Наоборот, они фиксируют преимущество существующих игроков и повышают стоимость новых технологий, поэтому подобные меры защиты сопровождаются сокращением числа новых и последующих инноваций, слабостью их распространения и усилением концентрации рынка. Всё это привело к повышению монопольной силы, снижению темпов роста производительности и увеличению неравенства во многих странах на протяжении последних двух десятилетий.

https://prosyn.org/FpUZlBPru