nye240_Yuichiro ChinoGetty Images_worldtechnologyconnection Yuichiro Chino/Getty Images

Конец глобализации?

КЕМБРИДЖ (США) – В конце прошлого года Моррис Чанг, легендарный основатель ведущего тайваньского (и мирового) производителя полупроводников, объявил, что «глобализация почти мертва». В мире, в котором работа глобальных цепочек нарушается из-за Covid-19 и усиления китайско-американского соперничества, целый ряд комментаторов повторяют это мнение, а многие компании приступили к реорганизации своих производственно-сбытовых цепочек, возвращая производство в страну (on-shoring) или выводя его из дальних стран в ближние (near-shoring). Но было бы ошибкой делать вывод, что с глобализацией покончено. И многое в человеческой истории объясняет, почему это так.

Глобализация – это просто повышение взаимозависимости на межконтинентальных, а не национальных или региональных расстояниях. Сама по себе она не является ни хорошей, ни плохой, и, конечно, она не является чем-то новым. Изменение климата и миграция способствуют распространению человечества по планете с тех пор, как наши предки начали покидать Африку более миллиона лет назад; многие другие виды делали то же самое.

Подобные процессы всегда приводят к усилению биологического взаимодействия и взаимозависимости. Чума, начавшаяся в Азии, убила треть населения Европы в период с 1346 по 1352 годы. А когда европейцы прибыли в Западное полушарие в XV и XVI веках, их патогены погубили значительную часть коренного населения. О военной глобализации можно говорить как минимум со времён Ксеркса, а затем Александра Великого, чья империя охватывала три континента. И, разумеется, солнце никогда не заходило в Британской империи XIX века. Параллельно по всем континентам распространялись великие религии – это была социокультурная форма глобализации.

https://prosyn.org/mUXkhfNru