cyber warfare bae systems The Washington Post

Международные нормы для предотвращения кибервойн

КЕМБРИДЖ (США) – Тема конфликтов в киберпространстве стала вызывать особую озабоченность после нескольких эпизодов последних лет; среди них – кибер-вмешательство России в президентские выборы 2016 года в США с целью склонить их исход в пользу Дональда Трампа; анонимные кибератаки, вызвавшие сбой в энергосистеме Украины в 2015 году; вирус Stuxnet, уничтоживший тысячу иранских центрифуг для обогащения урана. В феврале на Мюнхенской конференции по безопасности министр иностранных дел Нидерландов Берт Кундерс объявил о создании новой, неправительственной Глобальной комиссии по вопросам стабильности киберпространства, которая станет дополнением к Группе правительственных экспертов (GGE) при ООН.

Доклады GGE, опубликованные в 2010, 2013 и 2015 годах, помогли определить повестку переговоров по вопросам кибербезопасности, причём в последнем докладе перечисляется набор норм, которые затем были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН. Однако, несмотря на все эти первые успехи, у GGE есть свои ограничения. Технически, участники этой группы являются советниками генерального секретаря ООН, а не представителями государств, наделёнными необходимыми полномочиями. И хотя число участников увеличилось с первоначальных 15 до 25, у большинства стран нет голоса в этом процессе.

Однако существует более серьёзный вопрос, связанный с работой GGE: Могут ли международные нормы реально ограничивать действия государств?

https://prosyn.org/rfZW6Ahru