nye180_Getty Images Getty Images

Кибероружие – это идеальное оружие?

КЕМБРИДЖ (США) – Многие годы политические лидеры, например, бывший министр обороны США Леон Панетта, предупреждали об угрозе «цифрового Пёрл-Харбора». Мы уже знаем, что потенциальные противники внедрили вредоносные программы в наши энергосети. В крупных регионах может внезапно отключиться свет, что приведёт к сбою в экономике, хаосу и смерти людей. Россия провела подобную атаку в декабре 2015 года во время своей гибридной войны против Украины, хотя эта атака продолжалась лишь несколько часов. А ранее – в 2008 году – Россия применила кибероружие, чтобы помешать попыткам правительства Грузии защититься от российских войск.

Тем не менее, пока что кибероружие выглядит более полезным для сигнальных целей и для сеяния беспорядков, чем для физического уничтожения; оно в большей степени является вспомогательным оружием, чем средством достижения победы. Каждый год в сети других стран совершаются миллионы вторжений, но не более чем полдюжины из них наносят реальный физический ущерб (а не экономический или политический). Как отмечают Роберт Шмидл, Майкл Салмейер и Бен Бьюкенен, «ещё никто не был убит кибероружием».

Согласно своей военной доктрине, США готовы ответить на кибератаку любым видом оружия, пропорционально нанесённому физическому урону. Они исходят из идеи, что международное право, в частности, право на самооборону, применимо к киберконфликтам. А поскольку свет пока ещё не погас, подобная политика сдерживания, похоже, работает.

https://prosyn.org/n8rwy09ru