buruma191_Johnny LouisGetty Images_salmanrushdie Johnny Louis/Getty Images

Свобода слова - это не лицензия на убийство

НЬЮ-ЙОРК – Хади Матар, 24-летний ливано-американец, которому предъявлено обвинение в покушении на убийство британского писателя Салмана Рушди, похоже, действовал в одиночку. Сам Матар говорит, что является поклонником покойного аятоллы Рухоллы Хомейни, верховного лидера Ирана, который приговорил к смерти Рушди своей фетвой в 1989 году – после публикации писателем романа «Сатанинские стихи». Доказательства какой-либо связи между нападавшим и иранским правительством отсутствуют. Однако как минимум один комментатор назвал эту попытку убийства «терактом, которому способствовало государство».

Такое описание звучит примерно верно. Если государство способствовало, это будет не совсем то же самое, если государство спонсировало, а тем более приказывало. Иранское правительство действительно не пыталось убить Рушди, но фетва Хомейни до сих пор не отменена, поэтому это государство должно нести определённую долю ответственность за то, что вдохновляет фанатиков-убийц, подобных Матару.

Убийцы или потенциальные убийцы, конечно, и раньше вдохновлялись риторикой насилия. Андерс Брейвик, норвежец, убивший в 2011 году 69 юношей и девушек в летнем лагере социал-демократов, рьяно читал сочинения авторов, которые предостерегали, что мусульмане при пособничестве европейских либералов создают огромную угрозу для западной цивилизации. Означает ли это, что писатели и блогеры, чья сочинения убедили Брейвика в необходимости убивать ради спасения Запада, отчасти виновны в его ужасающих деяниях?

https://prosyn.org/k6rLGttru