smarin1_OLIVIER MORINAFP via Getty Images_finlandwindfarm Olivier Morin/AFP via Getty Images

X-фактор в климатических действиях

ХЕЛЬСИНКИ – Изменение климата и потеря биоразнообразия – это самые насущные проблемы нашего времени, поэтому все ответственные политические лидеры обязаны предлагать долгосрочные меры для их эффективного решения. Нам нужны чёткие стратегии, опирающиеся на достижимые цели, и мы обязаны смело применять все средства, имеющиеся в нашем распоряжении. В частности, любая убедительная климатическая стратегия должна обязательно учитывать инновации в технологиях.

Климатические цели, поставленные Финляндией, являются одними из самых амбициозных в мире: стать климатически нейтральной страной к 2035 году, а вскоре после этого углеродно-отрицательной (больше углерода улавливается из атмосферы, чем выбрасывается в неё). Моя страна стремится быть лидером среди развитых стран не только в сокращении выбросов парниковых газов, но и в создании экономики замкнутого цикла, которая фокусируется на устойчивости и ликвидации производства мусора. К 2035 году мы планируем повысить вдвое эффективность использования ресурсов и уровень замкнутости экономического цикла (circularity rate, то есть процент всех материалов, которые возвращаются обратно в экономику).

Это наши ключевые ориентиры на пути к превращению в первую в мире страну, которая освободит себя от ископаемого топлива. Но достижение климатических целей невозможно без улучшения методов защиты наших ценнейших природных ресурсов. Научные открытия, новые технологии, инновации будут играть центральную роль в любых долгосрочных решениях.

Впрочем, для начала все государственные лидеры должны пристальней проанализировать следующий вопрос: как именно они намерены вести свои страны к отказу от ископаемого топлива. В центре внимания должно быть повышение уровня использования таких видов топлива и источников энергии, которые не ставят под угрозу биоразнообразие. Мы должны стимулировать внедрение таких видов топлива, которые будут соответствовать строгим критериям устойчивости и в ходе всего цикла их использования способствовать сокращению выбросов парниковых газов.

Например, побочные продукты топлива из биомассы могут использоваться для создания высококачественной, устойчивой, биоразлагаемой продукции, например, текстильных товаров и стройматериалов. Это защитит биоразнообразие, сокращая спрос на ресурсы, которые черпаются из наших лесов. Технологии конверсии «Power-to-X» делают возможным целый ряд процессов по превращению электроэнергии в тепло, водород или синтетические виды топлива.

Благодаря увеличению инвестиций и развитию инноваций, эти технологии позволили бы нам отказаться от угля, нефти и природного газа, сделав возможным производство синтетического топлива из улавливаемых выбросов углекислого газа. Начать можно с уже существующих индустриальных газов и дыма, которые выделяются биоиндустрией, цементными печами, мусоросжигательными заводами. Впрочем, достаточно скоро могут появиться новые технологии, позволяющие использовать менее концентрированные источники углерода, например, путём улавливания отработанного воздуха офисных зданий или даже путём прямого улавливания воздуха (DAC).

Subscribe to PS Digital
PS_Digital_1333x1000_Intro-Offer1

Subscribe to PS Digital

Access every new PS commentary, our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – including Longer Reads, Insider Interviews, Big Picture/Big Question, and Say More – and the full PS archive.

Subscribe Now

Эксперименты уже ведутся. В сочетании с водородом, производимым методом электролиза, углекислый газ, улавливаемый из выбросов промышленных предприятий и по технологии DAC, мог бы стать источником синтетических жидких и газообразных видов топлива для углеродно-нейтральных дорог, морских путей и авиатранспорта. Данные методы позволяют производить синтетический метанол в качестве промежуточного продукта, который можно превратить в бензин, керосин и дизель. Это может прозвучать странно, но мы не так уже далеки от возможности производить топливо просто из воздуха.

Эти новые технологии и процессы могут иметь высокую цену на первых этапах. Но мы уже видели на примере солнечных панелей и топливных ячеек, что стоимость новых технологий имеет тенденцию к резкому падению, как только они начинают использоваться в больших масштабах. Быстро развиваются рынки и для других новых, климатически полезных технологий, несмотря на различия в их глубине и масштабах, что зависит от уровня государственной поддержки (в том числе такими мерам, как нормативы для смешивания топлива и введение платы за углерод).

Например, многообещающие новые водородные технологии потребуют огромного увеличения производства электроэнергии, причём без использования ископаемого топлива. Это нужно для достижения необходимых масштабов. Но данный спрос можно удовлетворить, расширяя мощности солнечной и ветроэнергетики: уже сегодня это наименее дорогостоящий способ генерации электроэнергии во многих частях мира.

Новые технологии сделают возможным мощный сдвиг в сторону транспорта на устойчивом топливе во многих развитых и развивающихся странах. Они не только позволят нам сократить мировые выбросы CO2, но и подготовят многие отрасли к тому, чтобы стать углеродно-отрицательными в будущем.

Впрочем, технологии не справятся с климатическим кризисом за нас. Нам также нужно создавать правильную политическую среду. Ключевым компонентом зелёного перехода станет повышение платы за углерод, которое потребует координации и поддержки на международном уровне. Важным шагом вперёд стало бы согласование устойчивых критериев для механизмов углеродного рынка. Кроме того, правительства должны активней поддерживать структурные изменения с помощью регулирования и финансовых стимулов.

Постепенный отказ мира от ископаемого топлива потребует фундаментальных изменений в производстве электроэнергии и в промышленных процессах. И даже после этого придётся проделать ещё больше работы для создания подлинно зелёной экономики замкнутого цикла. У разных стран будут разные нужды и преимущества. Но наилучшими станут те решения, которые можно масштабировать как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах.

Суть в том, что объёмы глобальных выбросов парниковых газов должны поскорее достичь пика, если мы действительно хотим выполнить поставленные цели по сокращению выбросов и предотвратить будущие климатические катастрофы. И нужно будет разрабатывать, оптимизировать и внедрять по всему миру целый комплекс новых, перспективных технологий, если мы действительно намерены создать полностью климатически-нейтральную мировую экономику замкнутого цикла.

https://prosyn.org/vfGMsdTru