Employees work on a solar panel production line at Shenzhou New Energy Co VCG/VCG via Getty Images

Управление глобальными рисками Китая

ГОНКОНГ – Для нынешней мировой экономики и международной системы характерна не только глубина взаимосвязей, но и усиление геополитического соперничества. Для Китая ситуация дополнительно осложняется тем, что президент США Дональд Трамп явно рассматривает эту страну как стратегического конкурента, а не стратегического партнера, не говоря уже об огромных внутренних социальных изменениях и быстром темпе технологических потрясений. Единственный способ смягчить риски, с которыми сталкивается Китай, – это жесткая, непрерывная и всеобъемлющая стратегия реформ.

Ключевой фактор риска – финансовый. По крайней мере четыре «диспропорции» лежали в основе прошлых глобальных финансовых кризисов, и Китай сегодня страдает от трех из них. Во-первых, из-за того что в его финансовой системе доминируют банки, Китай (наряду с Европой и многими развивающимися экономиками) страдает от диспропорции сроков погашения вследствие краткосрочного заимствования и долгосрочного кредитования. Тем не менее, в отличие от многих стран с развивающейся экономикой, Китай не страдает от валютной диспропорции благодаря большим запасам иностранной валюты и постоянному профициту текущего счета, благодаря чему он является чистым кредитором для всего остального мира.

Но Китай не избежал третьей диспропорции, между заемными и собственными средствами: отношение объема кредитования к ВВП удвоилось за последнее десятилетие ‑ со 110% в 2008 году до 220% в 2017 году, что указывает на недостаточную развитость китайских долгосрочных рынков капитала и ценных бумаг. Не могут политики игнорировать и четвертую диспропорцию – между сверхнизкими номинальными процентными ставками и относительно высокой доходностью по капиталу с поправкой на риск (ROE) для инвесторов, что способствовало спекулятивным инвестициям и усилению неравенства по богатству и доходам.

https://prosyn.org/HDrVRoQru