China town San Fransisco Loic Lagarde/Flickr

Факторы, ограничивающие китайскую «мягкую силу»

КЕМБРИДЖ – Китай прилагает серьезные усилия, чтобы увеличить свою способность влиять на другие страны без применения силы или принуждения. В 2007 году тогдашний Президент Ху Цзиньтао рассказал Коммунистической партии, что страна должна увеличить свою «мягкую силу»; председатель КНР Си Цзиньпин повторил то же сообщение в прошлом году. Они знают, что, для такой страны, как Китай, чья растущая экономическая и военная мощь рискует напугать своих соседей, и те начнут формировать в противовес коалиции, разумная стратегия должна включать усилия, чтобы казаться менее пугающей. Но их амбиции по наращиванию «мягкой силы» по-прежнему сталкиваются с серьезными препятствиями.

Тем не менее, усилия Китая оказали некоторое воздействие. Так как Китай предлагает странам членство в своем Азиатском Банке инфраструктурных инвестиций и раздает миллиарды долларов помощи во время государственных визитов за рубеж, некоторые наблюдатели опасаются, что, когда дело доходит до «мягкой силы», Китай по факту может добиться преимущества над такими странами, как Соединенные Штаты. Например, по оценке американского синолога Дэвида Шамбоу, страна тратит примерно 10 млрд долларов США в год на «внешнюю пропаганду». Для сравнения, на публичную дипломатию в прошлом году США потратили только 666 млн долларов.

Несмотря на миллиарды долларов, которые Китай тратит на улучшение своей репутации, отдача оказалась минимальной. Результаты опросов в Северной Америке, Европе, Индии и Японии показывают, что мнения о влиянии Китая являются преимущественно негативными. Страна воспринимается более позитивно в Латинской Америке и Африке, где она не имеет никаких территориальных споров и где защита прав человека уходит на второй план. Но даже в странах латиноамериканского и африканского регионов политика Китая по импорту трудовых ресурсов для выполнения инфраструктурных проектов не пользуется популярностью.

https://prosyn.org/3lWBZ6tru