tb3883c.jpg Tim Brinton

Мир «черного лебедя»

БЕРЛИН - В сегодняшнем глобальном финансовом кризисе изображение черного лебедя ( примечание переводчика: «черный лебедь» - что-то аномальное и не поддающееся объяснению ) стало символом чего-то кажущегося невозможным, но так или иначе происходящим, что переворачивает с ног на голову весь мир. В этом году у нас будет достаточно времени, чтобы исследовать тех «черных лебедей», которые нас уже окружают, а также подготовиться к появлению еще большего количества новых.

Например, в ноябре наступает 20-ая годовщина падения «Берлинской стены». Ночью 9 ноября 1989 года было положено начало падения Советского Союза и его империи, а также всего биполярного мира, который в течение пятидесяти лет отделял Германию от Европы. За год до этого мало кто мог предположить, что это событие, потрясшее весь мир, будет вообще возможно. Тем не менее, это произошло, и мир изменился практически за одну ночь.

После исчезновения Советского Союза и биполярного мирового порядка, победивший Западный капитализм, под предводительством единственной мировой державы, Соединенных Штатов, безраздельно властвовал в глобальной политике и даже в мировой экономике. Казалось, что ничто и никто не сможет остановить глобальный триумф рынка, с его превосходством над всеми предыдущими ограничениями в богатстве - то есть, до 15 сентября 2008 года, роковой даты, когда обанкротилась компания Lehman Brothers и начался глобальной кризис финансовой системы.

В то время как обезумевший мир все еще пытается осознать последствия этого глобального краха и смягчать его влияние, уже слышен крик следующего «черного лебедя»- глобальная климатическая катастрофа.

Похоже, что частью человеческой природы является преднамеренное отрицание возможности масштабных кризисов, или, по крайней мере, их преуменьшение. «Невозможно» или «Все будет не так плохо» - вот две волшебные формулировки, на которые мы чаще всего полагаемся.

К тому же мы отказываемся усвоить урок «черного лебедя» даже тогда, когда следующий «черный лебедь» уже виден каждому! Несмотря на то, что живущие сегодня поколения за последние 20 лет были свидетелями двух совершенно внезапных кризисов легендарных масштабов, мы придаемся ужасному коллективному смирению в вопросе климатической катастрофы с гораздо более серьезными - и обозримыми - последствиями.

Subscribe to PS Digital
PS_Digital_1333x1000_Intro-Offer1

Subscribe to PS Digital

Access every new PS commentary, our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – including Longer Reads, Insider Interviews, Big Picture/Big Question, and Say More – and the full PS archive.

Subscribe Now

Тем не менее, связав ответы на проблемы глобального климата и экономического кризиса, мы могли бы найти решение для обоих. Нам уже известны способы выхода из климатического кризиса, деньги на это тоже есть, технологии также имеются, а там где их нет, их можно развить. Чего нам недостает, так это стратегического видения и целенаправленных действий главных политических игроков.

Что касается экономического кризиса, то субсидии и пакеты стимулов в размере миллиардов долларов, евро, иен и юаней были запланированы или уже потрачены на то, чтобы остановить дальнейший спад мировой экономики. Однако, несмотря на то, что сравнения с «великой депрессией» являются оправданными, урок из того кризиса, а также из «Нового курса» заключается в том, что эффективные программы могут стать лучшей «подушкой» для смягчения спада и могут привести к стабилизации. Реальное восстановление экономики – и в этом заключается плохая новость - началось только с началом второй мировой войны и последовавшей за ней продолжительной «холодной войной».

Вместо того чтобы полагаться на войну как на экономический мега-проект по окончанию сегодняшнего спада, международное сообщество должно сосредоточиться на борьбе с климатическим кризисом, поскольку глобализация продолжится, а вместе с ней будет быстрыми темпами расти угроза мировому климату.

В 1929 году на планете жили немногим более двух миллиардов человек; сегодня Землю населяют 6,7 миллиардов, а к 2050 году население увеличится до девяти миллиардов. Все они, благодаря глобализации и новым коммуникационным технологиям, будут стремиться добиться приблизительно одинакового уровня жизни, что обязательно приведет к чрезмерной нагрузке на глобальную экосистему.

Вопрос относительно использования угля и ядерной энергии уже попросту неуместен: без крупных достижений в развитии возобновляемых источников энергии глобальный спрос на энергию не сможет быть удовлетворен, не говоря уже об опасностях нового Чернобыля.

К каким последствиям в мире это приведет, можно увидеть уже сегодня: у Китая уже самый амбициозный план в мире по расширению программы развития ядерной энергии. Каждый год он строит работающие на угле электростанции, энергопроизводительность которых приблизительно равна производительности всей британской энергосистемы!

Таким образом, «черный лебедь» климатического кризиса уже кружит над нами. Для эффективной борьбы с климатическим кризисом потребуется не что иное, как «зеленая» революция мировой экономики – мега-проект двадцать первого века.

Только богатые промышленные страны Европы, Америки и Японии могут позволить себе предоставить необходимые развивающимся странам инвестиции. Но эта «зеленая» революция должна быть чем-то большим, нежели простая трата денег - она также должна затрагивать законы и стандарты, то есть политическое регулирование и новые технологии, а также новые продукты и рынки, которые означают новые экономические возможности.

В этом году в Копенгагене будут проходить переговоры о новом глобальном соглашении по климату, которое заменит собой Киотский протокол. По сути, это будет последний шанс, чтобы препятствовать появлению следующего «черного лебедя». Однако мы должны понимать, что Копенгаген также предоставляет нам исключительный шанс восстановить мировую экономику.

Все значимые державы двадцать первого столетия будут представлены на саммите Большой 20-ки. В успехе Копенгагенской конференции они должны видеть часть своей непосредственной ответственности. В этот раз, в отличие от саммита Большой 20-ки в Лондоне, они должны сделать работу надлежащим образом - защитить наш климат и реорганизовать мировую экономику.

https://prosyn.org/HvgUDcgru