Governor of the Bank of Japan Haruhiko Kuroda TOSHIFUMI KITAMURA/AFP/Getty Images

Момент истины Банка Японии

ТОКИО – Японская экономика семь кварталов подряд пользуется положительным ростом, со среднегодовой ставкой, достигающей 1,9%. С совокупным спросом, превышающим потенциальный объем производства на 1%, в стране на сегодняшний день положительный “разрыв ВВП”. Безработица упала до 2,7%, это самый низкий уровень с 1993 года, а соотношение вакансий к заявлениям о приеме на работу составляет 1,56, что является самым высоким показателем с 1974 года, что ведет к острой нехватке рабочей силы в некоторых секторах, включая строительство, розничную торговлю и службу доставки. А в январе этого года, Nikkei Stock Average поднялся выше 24 000 иен (216 долларов США), и это самый высокий показатель с 1991 года.

Но, хотя эти показатели свидетельствуют о том, что Япония, наконец, выкарабкалась из более чем двух десятилетий застоя, дефляции и экономической незащищенности, темпы общей инфляции на уровне всего 0,6% остаются намного ниже 2% целевого показателя Банка Японии. И, особенно, в то время как Банк Японии (BOJ) объяснял низкую инфляцию падением цен на энергоносители, энергия сегодня вносит положительный вклад в инфляцию. Когда свежие продукты питания исключаются из индекса цен, ставка возрастает до 0,9%, но падает до 0,3%, когда, также, исключается энергия.

Учитывая нынешний дефицит рабочей силы, все еще остается загадкой, почему Япония не столкнулась со здоровой инфляционной спиралью. Безусловно, инфляция также отсутствует в Соединенных Штатах и ​​Европе. Но японский случай особенно впечатляет. Реальная экономика Японии в течение многих лет поддерживалась бюджетным дефицитом до 6% ВВП и чрезвычайным количественным смягчением (QE), которое в апреле 2013 года ввел губернатор Банка Японии Харухико Курода. Соотношение долга к ВВП с тех пор возросло до 230 %, а Банк Японии взял на себя более 40% невыплаченных государственных облигаций (JGB).

https://prosyn.org/Zb91v2Dru