mueller35_Sean GallupGetty Images_kurz Sean GallupGetty Images

Консерватор без качеств

ПРИНСТОН – Как писал в 1899 году сатирик Карл Краус о своей родной Австрии, «когда нарушается конституция, народ просто зевает». Насколько реально были расстроены австрийцы на прошлой неделе, когда канцлера Себастьяна Курца обвинили в коррупции, не очень ясно. Но эти обвинения, а также утечка в прессу вульгарных чатов с участием Курца и его коллег, оказались достаточно серьёзны, чтобы вынудить партнёра Курца по правящей коалиции, партию «Зелёных», добиться его отставки (впрочем, эта коалиция всегда выглядела невероятной).

Последствия падения Курца, как считают многие, не ограничатся Австрией: его подходы ранее расхваливались как модель для правоцентристских партий во всей Европе, особенно в Германии, где христианские демократы сейчас пребывают в смятении после драматического поражения на сентябрьских выборах. Но суть «курцизма» всегда сводилась к стилю и тактике, а не к новым политическим идеям, не говоря уже об устойчивом альянсе общественных сил. Хуже того, модель Курца создаёт прямую опасность для демократии.

Курцу всего лишь 35 лет, но уже особо отличился: стал бывшим канцлером во второй раз. Он всегда был самым молодым и самым быстрым: министр иностранных дел в 27 лет, канцлер в 31. Столь же быстро он меняет и политическую позицию: изначально либерал, он стал сторонником жёсткой линии в вопросах иммиграции и беженцев, фактически копируя и делая господствующими взгляды крайне правой Партии свободы (АПС). В 2017 году он вошёл в коалицию с АПС. Когда в 2000 году в Австрии было сформировано аналогичное правительство, тревожные звоночки зазвенели по всей Европе. Но с тех пор передовиками авторитаризма в странах ЕС стали Венгрия и Польша, поэтому создание коалиции Курца вызвало лишь зевоту.

https://prosyn.org/ySDHf6aru