После праздника в Китае

ПЕКИН: Празднования по случаю 50-летия маоистской революции в Китае сейчас завершились, но лекарство от похмелья, - здоровая доза девальвации, - которое многие на Западе настоятельно рекомендовали стране, вряд ли будет принято. Наоборот, правительство предложило провести очередной раунд активизации фискальной деятельности, включающий в себя новый выпуск облигаций на сумму в 60 миллиардов юаней и введение 20-процентного налога на доходы с накоплений. Действительно, девальвация по-прежнему остается табу.

Почему китайские лидеры столь непреклонно настроены против девальвации юаня? Во-первых, премьер-министр Жу Ронджи и его советники очень сомневаются в краткосрочном выигрыше от любой девальвации. Любой всплеск конкурентоспособности, например, весьма вероятно будет незначительным и кратковременным, поскольку более 50 процентов экспорта Китая производится ре-экспортирующими отраслями промышленности, в значительной мере использующими импортные материалы и полуфабрикаты. Для этих отраслей девальвация означает скорее увеличение затрат, нежели возрастание конкурентоспособности.

Во-вторых, девальвация юаня может привести к тому, что отношения с прочими азиатскими экономиками будут складываться по принципу "око за око, зуб за зуб". Начиная с 1998 года, падение китайского экспорта в основном было вызвано 20-процентным снижением экспорта на прочих азиатских рынках. Однако теперь, когда эти региональные экономики начинают восстанавливаться, доля китайского экспорта в них начинает расти. Несмотря на то, что девальвация юаня, возможно, окажет не столь значительный эффект, как то было раньше, трудно рассчитать, каким путем можно добиться более высоких темпов роста экспорта: за счет девальвации или же за счет поддержки крепнущей стабильности в регионе. Гораздо надежнее вообще ничего не делать.

https://prosyn.org/LfUyJNFru