День освобождения

В 1960 году, когда мне было семь лет, моя бабушка Анжелика разъяснила мне значение дня 8 мая 1945 года, дня, когда капитулировала нацистская Германия и вторая мировая война в Европе окончилась. Мы проводили летний отпуск в Нормандии, откуда в «день Д», 6 июня 1944 года, началось освобождение Европы от нацизма. Однажды вечером я слушал, как мои родители разговаривают с бабушкой о прошлом. Я забыл подробности их разговора, но как сейчас слышу вздох облегчения, с которым моя бабушка произнесла: «Слава Богу, что мы проиграли ту войну!»

С точки зрения ребенка то, что поражение – это хорошо, было вовсе не самоочевидно. Но, конечно, моя бабушка была права, приравнивая поражение к освобождению. Чем больше я думаю об уроке, который она мне преподала 45 лет назад, тем яснее я вижу второй, менее очевидный смысл ее слов. Войну проиграли «мы». Немецкий народ не был невинной жертвой малочисленной банды пришедших извне преступников под названием «нацисты» – нацизм был рожденной внутри страны идеологией, его поддерживали миллионы немцев, и каждый немец был ответственен за его злодеяния, независимо от того, был ли он сам приверженцем нацизма или нет.

В сегодняшней Германии подавляющее большинство согласно с мнением, что 8 мая 18945 года – это день освобождения, не только для Европы, но и для самой Германии. По сравнению с общественным мнением в 60-е годы, это, бесспорно, огромный прогресс. Но парадоксально то, что в этом может присутствовать и доля забывчивости, поскольку такой взгляд маскирует тот факт, что для освобождения потребовалось поражение в войне. Говоря словами моей бабушки, освободителями были не «мы», а «они».

https://prosyn.org/RyDsWn4ru