Напрашиваясь на то, чего можно избежать

Возможно, это проявление излишней пугливости с нашей стороны или результат глобальной финансовой нестабильности в последние годы, – кризисы в Мексике в 1994–1995 годах, Восточной Азии в 1997–98 годах, России в 1998 году, а затем в Бразилии, Турции и Аргентине, – но мы, экономисты, сейчас более обеспокоены денежно-кредитными вопросами и возможностью будущих бедствий, чем это было в течение многих десятилетий.

В этом месяце Банк международных расчетов (BIS) со штаб-квартирой в Швейцарии был последним учреждением, выразившим вслух обеспокоенность по поводу финансового риска, который, как кажется, мир подготавливает сам себе в будущем. «Все страны, пораженные финансовым кризисом ... пережили очень резкое замедление темпов роста», – говорит BIS о недавнем прошлом. Он затем приводит в подтверждение «глобальную несбалансированность текущего счета», – особенно «дефицит внешнеторгового баланса США», – говоря о нем так: «беспрецедентный случай для страны резервной валюты – иметь такой дефицит по текущим операциям». Короче говоря, мир стал «все более и более склонным к финансовым неурядицам».

Банк международных расчетов намекает на возможность финансового кризиса, который, если в центре его окажутся США, превзошел бы по меньшей мере на порядок все кризисы, случившиеся начиная с 1933 года. И тем не менее, в качестве средства борьбы с этой опасностью, Банк выдает стандартные «книжные»  рекомендации. Страны, политический и экономический баланс в которых нарушен, должны изменить свою политику, восстанавливая, таким образом, баланс: «Страны с дефицитом должны снизить темп прироста внутренних расходов ниже уровня роста внутреннего производства. Разрешить их валюте обесцениться в реальном исчислении – значит сделать их товары более конкурентоспособными, а также обеспечить производству стимул для перехода от нетоварной продукции к товарной».

https://prosyn.org/I7Nw4Inru