Китайский синдром в Индии

КЕМБРИДЖ: В ближайшем будущем Индия может стать самой большой неожиданностью в мировой экономике. Большинство международных экономических обозревателей обходят Индию своим вниманием несмотря на то, что миллиардное население страны (к слову сказать, являющейся крупнейшей демократией в мире) составляет почти одну шестую всего человечества. Такое положение вещей вскоре может измениться, ибо Индия пришла в движение. Если страна продолжит следование курсом экономических реформ, то в скором будущем она окажется среди самых быстро растущих мировых экономик и станет одним из главных центров иностранных капиталовложений. Вполне вероятно, что одновременно с экономическим успехом Индии будет расти и ее глобальное политическое влияние, благотворно воздействуя на развитие как демократии, так и мировой экономики.

Незаметность Индии легко объяснима. С самого первого момента обретения Индией независимости полвека тому назад первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру повел страну курсом протекционизма и социализма - наиболее саморазрушительной экономической стратегии современности. Однако, для страны, десятилетиями сражавшейся с британским империализмом, ни капитализм, ни открытость для иностранных инвесторов не казались разумным выбором. Хотя Индия достигла больших успехов в науке, в развитии сельского хозяйства и в построении демократических институтов, ее экономический потенциал десятилетиями не использовался в полной мере. Перспектива улучшилась лишь в середине 80х годов, когда Индия взяла курс на рыночные реформы. А когда в 1991 году страна решительно повернулась в сторону открытой торговли и рыночной либерализации, она окончательно избавилась от оков провалившейся экономической стратегии.

В 1990х годах Индия достигла прочного положения рыночной экономики, интегрированной в мировую систему. В силу индийской бедности, сложности и необъятности (даже национальные выборы должны проводиться в течение нескольких недель для того, чтобы дать возможность проголосовать сотням миллионов избирателей), приход рыночных реформ был постепенным, но на этот процесс совершенно не влияли различные потрясения. Старая централизованная политическая структура, построенная вокруг Партии Национального Конгресса Неру, прекратила свое существование в середине 1990х годов, открыв дорогу сменяющим друг друга слабым многопартийным правительствам. Но примечательно то, что каждое новое правительство настолько сильно поддерживало линию на глобализацию и рыночные реформы, что сейчас фактически все крупные партии страны достигли консенсуса по основному направлению реформы.

https://prosyn.org/TIm5euDru