norrlof4_THOMAS COEXAFP via Getty Images_israelsettlements Thomas Coex/AFP via Getty Images

Поселенческие санкции и либеральный международный порядок

ТОРОНТО – 1 февраля Президент США Джо Байден подписал указ, о введении санкций в отношении четырех израильских поселенцев с Западного Берега, где участились случаи экстремистского насилия и разрушения собственности. Это произошло после пяти новых раундов санкций в отношении ХАМАС, начиная с 7 октября, а также после введения санкций в отношении финансовых сетей, финансирующих хуситов, в декабре.

Историческое решение Байдена ввести санкции в отношении частных лиц своего близкого союзника отражает как внутреннее, так и международное политическое давление. Администрация, похоже, признала, что израильское экстремистское насилие и сами поселения угрожают стратегическим интересам США и масштабному либеральному международному порядку.

Критики “кредо защиты демократии” Байдена рассматривают конфликт между Израилем и сектором Газа как еще один пример того, как он обходит стороной проблему, лежащую в основе конфликта: территориальный контроль и суверенитет. Стоит также подчеркнуть, что обеспечение прав человека и верховенства закона должно быть неотъемлемой частью продвижения демократии, а общие демократические ценности лежат в основе поддержки Израиля со стороны США, ключевого союзника в борьбе с исламистским экстремизмом и терроризмом. Однако, учитывая отступление Израиля от демократии и большое количество жертв среди мирного населения в Газе, непоколебимая поддержка Израиля Байденом отражает двойные стандарты, которые подрывают авторитет Америки и ее глобальное положение.

Безусловно, проблема поселений не нова. Эти спонсируемые правительством общины уже давно расширяются на территориях, оккупированных Израилем после Шестидневной войны 1967 года, включая Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и Голанские высоты. В соответствии с международным правом, большинство стран и Организация Объединенных Наций считают их незаконными.

С 1967 года Совет Безопасности ООН в своих резолюциях (таких как, 237) призывали Израиль соблюдать гуманитарные принципы на оккупированных территориях; осудил экстремистское насилие со стороны поселенцев (271); признал недопустимыми территориальные приобретения в Иерусалиме (252, 267, 298); и объявил израильские поселения незаконными в соответствии с международным правом и препятствующими установлению мира на Ближнем Востоке (446, 465, 2334). Более того, Четвертая Женевская конвенция запрещает оккупирующей державе перемещать собственное гражданское население на оккупируемую ею территорию.

Новый правительственный указ направлен против отдельных лиц, инициирующих беспорядки, нападающих на гражданских лиц и активистов, устраивающих поджоги, наносящих материальный ущерб и способствующих перемещению или гибели палестинцев. Санкции позволяют замораживать активы, запрещать операции с физическими и юридическими лицами, а также ограничивать их въезд в США.

SPRING SALE: Save 40% on all new Digital or Digital Plus subscriptions
PS_Sales_Spring_1333x1000_V1

SPRING SALE: Save 40% on all new Digital or Digital Plus subscriptions

Subscribe now to gain greater access to Project Syndicate – including every commentary and our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – starting at just $49.99.

Subscribe Now

США имеют долгую историю применения международного права, санкционирования терроризма, борьбы с незаконным оборотом наркотиков и продвижения демократии, прав человека и мира в поддержку либерального международного порядка, который они помогли создать. Зачастую санкции в ускоренном порядке вводятся против противников США, таких как Куба, Иран, Северная Корея и Сирия, а также против террористических группировок, таких как Аль-Каида и Хамас. Беларусь, Китай, Куба, Иран, Ливия, Северная Корея, Россия, Южный Судан и Сирия подверглись санкциям именно за нарушения прав человека.

В других случаях США ввели санкции против стран, с которыми у них ранее были хорошие отношения. Это, как правило, соседние страны, чья политика напрямую затрагивает США, как в случае с санкциями против должностных лиц из Колумбии, Никарагуа и Венесуэлы в соответствии с Законом об иностранных наркоторговцах. Иногда США действовали против далеких стран, таких как Мьянма и Зимбабве, которые не смогли осуществить переход к демократии.

Лишь в редких случаях США вводили санкции в отношении стран, в которых у них были крупные экономические или стратегические интересы. В 1986 году двухпартийное голосование в Конгрессе приняло Всеобъемлющий закон против апартеида (отменяющий вето Президента Рональда Рейгана), который наложил санкции на Южную Африку и требовал освобождения Нельсона Манделы и прекращения правления меньшинства. Напротив, убийство саудовского журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году привело к санкциям против нескольких лиц в соответствии с Глобальным актом Магнитского, но пощадило саудовское руководство, несмотря на доказательства ЦРУ о прямой причастности Королевства.

С дипломатической точки зрения, решение о введении санкций в отношении израильских поселенцев, возможно, было для Байдена столь же трудным, как для Рейгана ввести санкции против Южной Африки или для Дональда Трампа в отношении Саудовской Аравии. Однако, в принципе, санкции в отношении израильских поселенцев за нарушения прав человека на оккупированных территориях полностью соответствуют поддержке США либерального международного порядка. Насилие со стороны поселенцев является незаконным согласно международному гуманитарному праву, как это определено Женевскими конвенциями и протоколами к ним, которые обеспечивают защиту гражданского населения во время военных ударов, запрещают неизбирательные атаки и требуют, чтобы военные операции были соразмерны ожидаемому военному преимуществу.

Вводя санкции против отдельных лиц за поведение, которое считается незаконным в соответствии с международным правом или просто рассматривается как препятствие на пути к миру, США вновь подтверждают свою приверженность разрешению конфликтов посредством правоохранительной деятельности. Администрация Байдена демонстрирует лидерство США в продвижении мира и приверженности общепринятым нормам и, в конечном счете, укрепляет альянсы со странами, разделяющими схожие ценности и заинтересованными в существующем мировом порядке.

Но США могут и должны сделать больше, для прекращения конфликта. Ян Лустик, основатель Ассоциации изучения Израиля, отмечает, что “Израиль никогда не прекращал войну без приказа”, что позволяет предположить, что Израиль использует расширение войны в качестве тактики ведения переговоров. Он полностью ожидает и даже нуждается во вмешательстве США. Очевидно, что прекращение войны должно стать главным приоритетом американских директивных органов.

А до тех пор они должны требовать от участников соблюдения законов войны. Первым шагом было бы внесение соответствующих поправок в собственное законодательство Америки. Законопроект, предлагающий помощь Израилю без каких-либо условий, не прошел в Палате представителей. Если на голосование будет вынесен более комплексный пакет мер безопасности, то он должен предлагать только ту помощь, которая может быть использована для поиска, захвата и нейтрализации ХАМАС, а также гуманитарную и помощь на восстановление гражданскому населению Газы превосходящую ту, что была удержана из Агентства ООН по оказанию помощи палестинским беженцам и организации работ.

Наконец, поскольку это не последний раз, когда США столкнутся с такой дилеммой, стоит рассмотреть контрфактический вариант. Если бы Байден воздержался от санкционирования насилия со стороны израильских поселенцев, он бы подорвал легитимность санкционных полномочий США и саму международную систему, которую эти санкции призваны поддерживать.

Учитывая все прецеденты, было бы возмутительно не санкционировать поселенческий терроризм. Как предупредил в прошлом месяце бывший директор Международного агентства по атомной энергии Мохамед Эль-Барадеи, неспособность Америки отреагировать на грубые нарушения Израилем международного гуманитарного права в секторе Газа разоблачает ее избирательную приверженность либеральным нормам и создает прямую угрозу международному порядку.

Наказание за нарушения в соответствии с заявленными принципами жизненно важно для укрепления гегемонии США в рамках либерального мирового порядка. В условиях, когда восходящие державы бросают вызов этой гегемонии, США фундаментально заинтересованы в расширении коалиции, выступающей за сохранение такого порядка. Эта поддержка понадобится, если война между Израилем и Газой, война России в Украине и назревающий конфликт с Китаем перерастут в глобальную войну – риск, который слишком велик, чтобы его игнорировать.

Эволюционирующая ближневосточная политика Байдена стала стратегически необходимой для США, поскольку она решает проблемы, сопровождающие сегодняшние растущие геополитические потрясения. Чем больше позиция Америки в отношении войны между Израилем и сектором Газа изолирует США на международном уровне (что отражается в голосовании в ООН), тем выше риски для всех нас.

https://prosyn.org/mNs9Gubru